С.А.Сухопаров

ТРУДОВАЯ ЗАКАЛКА ЖИЗНИ

LABOUR VIGOUR OF LIFE

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Гл. 1. Возвращение солдата

Гл. 2. Рождение по обету

Гл. 3. Познание мира

Гл. 4. Рождение брата

Гл. 5. Круги ада

Гл. 6. Крест

Гл. 7. Прощание с Родиной

Гл. 8. Добрый мир

Гл. 9. Широкий мир

Гл. 10. Годы учения

Гл. 11. Немножко романтики

Гл. 12. Тучи над Родиной

Гл. 13. Скорбный путь

Гл. 14. По дорогам войны

Гл. 15. Возвращение домой

Гл. 16. Годы подъёма

Гл. 17. Крушение

Гл. 18. Судьбы людей

Гл. 19. Ретровзгляд в будущее

Глава десятая

ГОДЫ УЧЕНИЯ

После окончания школы - семилетки мне предстояло выбрать свой дальнейший путь в жизни. Учиться дальше в школе - десятилетке не было возможности. Мама заболела и не могла работать. Валя вышла замуж и жила с мужем в пригородном поселке Клиново. Мне необходимо было зарабатывать деньги, чтобы кормить семью - маму и брата. Но мне не хотелось бросать учение. Я подал документы в Артиллерийскую Академию. В те годы в Академию принимали с семилетним образованием и платили стипендию - четыреста рублей. Аттестат у меня был хороший, но я не прошёл мандатную комиссию, как позже выяснилось, из за непролетарского происхождения. Я стал искать техникум с литературным уклоном. Но таким оказался только библиотечный техникум, который готовил библиотекарей. Он не удовлетворял моим желаниям. Поэтому я поступил в химико-технологический техникум имени Менделеева, расположенный на Смоляной улице вблизи моего местожительства. В нём давали хорошую общеобразовательную подготовку, соответствующую десятому классу и платили стипендию - семьдесят четыре рубля. Меня приняли на специальность - свинцовые аккумуляторы. Учебный год в техникуме начался с лекции академика Зелинского. В актовом зале техникума собрались все вновь принятые учащиеся. Академик Зелинский рассказал о химии как о науке, её роли в технике, промышленности, в жизни. В техникуме по общеобразовательной подготовке изучали математику, физику, русский язык, по специальности - неорганическую и органическую химию, причём последнюю читал профессор Шелинский Георгий Иванович, впоследствии перешедший на работу в Ленинградский Институт Точной Механики и Оптики (ЛИТМО), в котором я впоследствии учился . Я из-за тяжелого материального положения поденно работал на Бадаевском складе, разгружая по ночам баржи с зерном. По зыбким дощатым мосткам, проложенным между баржей и складом, в течение ночи мы носили мешки массой в пятьдесят килограммов, получая за ночь семь рублей. В месяц я работал дней десять, зарабатывая семьдесят рублей. Деньги выплачивали сразу. В зимний период я также поденно работал в ночное время на Пролетарском паровозоремонтном заводе разнорабочим, "пробуксовывая" специальным ломом - рычагом паровозы при ремонте. Получал я также семь рублей за ночь. В месяц я выходил на работу десять ночей, так, чтобы между рабочими ночами была одна нерабочая ночь, когда я отсыпался. Учиться после рабочей ночи было очень трудно, на лекциях глаза "слипались", а на лабораторных занятиях по химическому анализу опасно, можно было обжечься какой - нибудь кислотой. В первые летние каникулы я опять поехал в пионерский лагерь вожатым отряда и, таким образом, отдохнул. Маме с братом Колей я оставил стипендию и деньги, заработанные в рабочие ночи.
Во вторые летние каникулы я оформился разнорабочим на завод "Северный Пресс", который расположен возле железнодорожного моста на правом берегу Невы. Дом на Фаянсовой улице, в котором мы жили, также был расположен возле моста. Пешеходов через мост без специального пропуска не пропускали. И чтобы добраться с работы домой, надо было идти до Охтинского моста. В жаркий летний день идти не хотелось. С другой стороны, в пионерских лагерях и в туристских путешествиях я научился хорошо плавать. Поэтому я решил возвратиться домой вплавь через Неву. Я прикрепил легкую летнюю одежду и обувь на голову и поплыл. Всё было хорошо, но вниз по течению Невы мимо меня быстро проплыл буксир, подняв большие волны. Они захлестнули меня, вещи на голове намокли и переместились на шею, и я начал тонуть. Вокруг меня стало темнеть, и я понял, что погружаюсь. Движениями рук я заставил себя всплыть и закричал. Ещё раз погрузился, опять всплыл и вдруг увидел лодку, подплывающую ко мне. В лодке сидел мой одноклассник по школе Колька Валёжин. Мы два года не встречались после окончания школы. Как он оказался поблизости, я так и не узнал. Он помог мне влезть в лодку, перевез меня на левый берег Невы к моему дому и исчез, ни о чем меня не спросив. Так произошло моё чудесное спасение от неизбежной смерти. Я поблагодарил Господа Бога за чудесное спасение и пошёл домой сушиться. В конце третьего года обучения мы ходили на практику. Здесь я убедился, насколько вредна моя специальность. На практике нам давали молоко, после получения которого мы расходились по домам. В летние каникулы я начал искать работу. К этому времени моя сестра Маша, заразившись от мужа туберкулёзом, вернулась из Севастополя в Ленинград. При содействии своего знакомого Меркулова Маша помогла мне поступить на Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ). Меня оформили на должность лаборанта с окладом в двести рублей в месяц. Принял меня на рабочее место заместитель начальника конструкторского отдела Шошин Иван Алексеевич. Он, одетый в скромный хлопчатобумажный костюмчик, выглядел простецки. Но как ошибочно бывает первое впечатление! Он поговорил со мной о моей профессиональной подготовке, успеваемости, вызвал по телефону начальника лаборатории и представил меня. Начальник привел меня в лабораторию, заставленную оптическими приборами, и познакомил меня с сотрудниками. Это были: Касименко Михаил Александрович, Барашев Владимир Владимирович, Никитин Борис Борисович, Феногеев Валентин Петрович, Авдеев Василий Иванович и Лебедева Галина Сергеевна. Старшим был Касименко. Он показал оптические приборы в лаборатории и объяснил, как они работают. На одном из этих приборов мне предстояло работать вместе с Авдеевым. Он, наблюдая в окуляр прибора, вращал барабанчик со шкалой, считывал показания на шкале, сообщая их мне, а я записывал показания в блокнот. Иногда я работал вместе с Лебедевой и другими сотрудниками лаборатории. Постепенно я научился сам работать на всех приборах, измерять, считывать, записывать и обрабатывать отсчёты (показания, отсчитанные по шкалам измерительных устройств). Через год меня перевели на должность техника, и я начал учиться в заводском экстернате в группе техников при Ленинградском Институте Точной Механики и Оптики (ЛИТМО). Учащиеся интерната после работы приезжали в ЛИТМО, где слушали лекции по дисциплинам учебного плана института. ГОМЗ платил лекторам по тридцать рублей за час. Лекции читали выдающиеся профессора. Ещё через год на основе групп экстерната в ЛИТМО был открыт вечерний факультет
Здесь необходимо отметить обстоятельство, оказавшее большое влияние на мою судьбу. На третьем курсе мне предложили перейти в лётную школу. Я согласился, собрал необходимые документы, прошел медицинскую комиссию, стал кандидатом в курсанты лётной школы и ждал зачисления. И вдруг мою маму пригласили к секретарю комитета Комсомола Выборгского района Врублевскому на собеседование. Он сообщил маме, что, по запросу мандатной комиссии, поступили документы с моего места рождения о моём непролетарском происхождении. Он пообещал не давать ходу этим документам, чтобы не мешать мне учиться и работать в закрытом отделе оборонного завода, и посоветовал не поступать в дальнейшем в предприятия и организации, требующие проверки социального происхождения. Мама в мягкой форме сказала мне, что нельзя поступать в лётную школу. Я согласился и продолжал учиться и работать на заводе. А Врублевского расстреляли в период сталинских репрессий. Во время Великой Отечественной войны вечерний факультет продолжал функционировать. При бомбёжках мы продолжали заниматься в бомбоубежищах. Энтузиастом заниматься после тревоги был доцент Гоберман. А после отбоя мы спешили вернуться домой. Шли, не обращая внимания на новые воздушные тревоги, обходя дворами посты, направлявшие людей в укрытия. Особенно тяжело было переносить голод. Отощавшие люди шли, не поднимая ног, скользящим шагом, спотыкаясь о каждую неровность. Девятого декабря в Ленинграде выпал первый снег, и возникли сугробы. Когда я возвращался с работы домой, то несколько раз падал, люди помогали мне встать, и я потерял продовольственные карточки и документы. Чтобы спасти меня от неминуемой голодной смерти, в конце декабря 1941 я был эвакуирован в Казань на Казанский Оптико-механический Завод (КОМЗ). Здесь я, после того как поправился, выполнил дипломный проект под руководством начальника конструкторского отдела Конева Петра Степановича Защита дипломного проекта происходила в 1943 на КОМЗЕ в выездной Государственной Экзаменационной Комиссии в составе академика Линнка Владимира Павловича, член - корреспондента Зазарьевского, Александра Николаевича, доцента ЛИТМО Резунова Михаила Александровича и начальника конструкторского отдела инженера Конева Петра Степановича. Мой дипломный проект был оценен на ОТЛИЧНО, а мне была присвоена квалификация инженера-механика. Так я получил высшее образование.
В 1945 я был призван в армию, и мне было присвоено звание майора. И я, сперва под командованием генерал-майора Николаева, затем генерал-майора Добровольского, участвовал в демилитаризации германской оптической промышленности. В процессе работы я изучил немецкий язык, что помогло мне, после демобилизации и возвращении в СССР, сдать кандидатский экзамен и начать работать над кандидатской диссертацией. Диссертацию я выполнял без научного руководителя и без освобождения от работы. Я писал её во время отпуска в течение трех недель, а в оставшуюся неделю отпуска отдыхал. В 1945 состоялась защита моей диссертации. Мне была присуждена ученая степень кандидата технических наук. На ГОМЗЕ меня назначили начальником лаборатории, а после смерти главного инженера Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) Шошина И.А. назначили на его место. С 1952 я по совместительству преподавал в Физико-механическом техникуме имени Зверева технологическую дисциплину. Преподавательская работа меня заинтересовала, и поэтому, когда в ЛИТМО объявили конкурс на вакантную должность доцента, я принял участие в конкурсе. Меня избрали на должность исполняющего обязанности доцента, а затем в установленном порядке присвоили ученое звание доцента. Я стал заниматься, наряду с преподавательской деятельностью, научной работой. Декан оптического факультета доцент Кулагин Василий Васильевич заинтересовался моей научной работой и уговорил меня поступить в докторантуру. Я согласился и за два года написал докторскую диссертацию. Защита прошла успешно и Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК) присвоила мне ученую степень доктора технических наук. Так я стал ученым
Затем меня по конкурсу избрали заведующим кафедрой. Через некоторое время мне присвоили ученое звание профессора. Я стал готовить инженеров, руководить научной работой аспирантов. Под моим руководством подготовили и защитили кандидатские диссертации двенадцать аспирантов. Нужно сказать, руководство аспирантами благодарная работа, Они работают с полной отдачей своих сил и способностей. Не зря, ныне уже покойный, доцент Шнейдер назвал аспирантов "лучшей половиной человечества". Я с ним полностью согласен. Работа с аспирантами помогала решать интересные высокотехнологичные задачи и приносила удовлетворение. Вопросы высокой технологии и оптимизации оптических приборов постоянно интересовали меня. Решение их позволяло повысить надежность приборов и их технологичность в производстве. Использование в оптических приборах достижений в смежных областях техники позволило расширить их функции и повысить эффективность их функционирования. Следует отметить, что научно-исследовательская работа способствует дальнейшему пополнению знаний. При решении новых проблем приходится много читать научной и технической литературы, ставить опыты и проводить экспериментальные работы. Этот процесс подобен последипломному образованию. Научно-исследовательская работа заставляет постоянно учиться. Обучение при этом идёт попутно.
Мне в должности начальника лаборатории много приходилось заниматься исследовательской работой и пополнять свои знания. Каждая работа давала что-то новое. А в должности Главного инженера преобладало администрирование, что определило мой выбор в пользу преподавания, которое тоже способствует пополнению знаний. Таким образом, получение диплома доктора технических наук и аттестата профессора не означало окончания учения, но создало новые возможности для пополнения знаний. Здесь уместно высказаться о том, какая, на мой взгляд, форма подготовки предпочтительней в ВУЗах и университетах. Объективные факты указывают, что следует отдать предпочтение исследовательской, инновационной форме обучения. Это подтверждает и опыт зарубежных университетов, в которых проводилась и проводится разработка новейших технических устройств. Поэтому переход некоторых университетов на исследовательскую форму обучения следует приветствовать и создавать базу для этой формы подготовки специалистов.
http://virginmuseum.ru/
Peter museum
Mycrossof
http://valenik.ru/ Рейтинг@Mail.ru