С.А.Сухопаров

ТРУДОВАЯ ЗАКАЛКА ЖИЗНИ

LABOUR VIGOUR OF LIFE

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Гл. 1. Возвращение солдата

Гл. 2. Рождение по обету

Гл. 3. Познание мира

Гл. 4. Рождение брата

Гл. 5. Круги ада

Гл. 6. Крест

Гл. 7. Прощание с Родиной

Гл. 8. Добрый мир

Гл. 9. Широкий мир

Гл. 10. Годы учения

Гл. 11. Немножко романтики

Гл. 12. Тучи над Родиной

Гл. 13. Скорбный путь

Гл. 14. По дорогам войны

Гл. 15. Возвращение домой

Гл. 16. Годы подъёма

Гл. 17. Крушение

Гл. 18. Судьбы людей

Гл. 19. Ретровзгляд в будущее

Глава тринадцатая

СКОРБНЫЙ ПУТЬ

Мы приехали на аэродром Ржевка. Шофёр открыл правый борт машины и стал помогать приехавшим слезть. Помог мне и маме и Малке Евзерне Старшиновой с мальчиком, остальные бодро спрыгнули на землю сами. Все пошли к трапу самолёта. Я ещё плохо держался на ногах, и мама поддерживала меня, пока мы шли и поднимались по трапу. Самолёт был транспортный типа "Боинг". Салон самолёта был совершенно пустой, только в середине салона возвышалась небольшая площадка для стрелка, а наверху над площадкой был прозрачный фонарь с пулеметной турелью. В салон внесли скамейки, на которые сели эвакуируемые. В салоне было очень холодно. Солдат-пулеметчик занял своё место в салоне на площадке у пулемёта в прозрачном фонаре. Самолёт покатился по взлетной дорожке, стал подниматься и полетел низко над лесом. Пулемётчик поворачивался во все стороны, наблюдая, не появится ли вражеский истребитель. Мы знали об этой опасности и тоже с волнением смотрели в иллюминаторы, особенно, когда пересекали линию фронта. Наконец самолёт стал снижаться и сел на аэродроме посёлка Хвойное. Нас высадили, выгрузили наши тюки и повели нас в столовую посёлка. Когда шли, мы услышали собачий лай. Кто-то сострил:
- Здесь ещё собаки целы.
В столовой нам дали в алюминиевых мисках очень вкусный, как нам показалось, манный суп, предупредив, чтобы мы не ели много, после голода это опасно для жизни. Понимая это, мы с сожалением ограничились одной порцией супа. После небольшого отдыха мы перенесли все наши тюки в товарный вагон, приспособленный под теплушку, и стали размещаться в ней. Посередине теплушки стояла чугунная печка, отапливаемая углем, к передней и задней стенкам крепились двухъярусные нары, покрытые матрасами, на которых мы располагались. Когда мы вошли, печка уже топилась, и было тепло. В пути мы должны были сами протапливать её. За печкой следил дежурный, по очереди выделяемый из числа пассажиров. Запасы угля были в ящике за печкой, который пополнялся на станциях в пути. Разместились мы следующим образом: на нижнем ярусе передних нар у левой стенки располагались мы с мамой, затем семья Старшиновых - Малка Евзеровна с сыном, её муж Николай Александрович Старшинов, правее их - сотрудник конструкторского отдела Уквольберг Л. Я, ещё у правой стенки - Федотов В.Н. с матерью и другие сотрудники конструкторского отдела. На верхнем ярусе разместились более молодые и здоровые сотрудники. На нарах у задней стены расположились сотрудники и рабочие оптического цеха. Через некоторое время, как мы вошли в теплушку, вагон двинулся. Ещё засветло мы проехали станцию Нерехта, затем другие станции, уже ночью, названия которых прочитать было нельзя. Утром мы прибыли в Ярославль. Все, за исключением меня, мамы и Малки Евзеровны с ребенком, вышли из вагона и направились на вокзал, в первую очередь группа снабженцев, получающая на всех пайки по эвакодокументам в эвакопункте. Многие с собой захватили чайники либо бутылки, чтобы запастись кипятком для чая. Я тоже последовал за всеми на вокзал, не одеваясь, в одном пиджаке, чтобы легче было идти. Но не успел я наполнить свой чайник наполовину, как раздался гудок паровоза нашего поезда. Я поспешил к нашей теплушке. Поезд медленно двигался, постепенно ускоряя свой ход. Я бросил чайник и побежал рядом с ним, пытаясь вскочить на ступеньку последнего тормозного вагона. Схватился было за поручни, но не хватило сил, чтобы подтянуться и вскочить на ступеньку. Я сорвался и упал на рельсы, с трудом поднялся и, обескураженный, поплёлся к вокзалу. Я был в полнейшем отчаянии: мама уехала одна со всеми вещами и документами, а я оказался раздетый, без документов, среди незнакомых людей. Отчаяние было сравнимо с тем, каким оно было после потери продовольственных карточек и документов. К кому обратиться за помощью, и кто мне поверит? Вдруг на вокзале я увидел группу таких же бедолаг из нашей теплушки, тоже не успевших вернуться в теплушку. Все вместе пошли к начальнику станции. Он вошел в наше положение и послал телеграмму, чтобы отцепили вагон и с другим попутным поездом вернули его в Ярославль. Нам оставалось только ждать. На следующий день с попутным поездом вагон вернулся в Ярославль. Мы вернулись в нашу теплушку, к великой радости моей мамы и других, вместе с ней оказавшихся в теплушке. Через сутки наш вагон прицепили к другому поезду, но, как оказалось, следовавшему не в Казань, а… в Горький. Тридцать первого декабря этот поезд привез наш вагон в Горький. Возникла проблема: как переправить наш вагон в Казань? Решение проблемы было такое: переправить наш вагон по трамвайным рельсам по мосту через Оку и перевести его на дорогу, соединяющуюся с Казанью. Из соображений безопасности всем пассажирам предложено было покинуть вагон и переходить Оку по льду. В теплушке остались только Малка Евзеровна с ребенком, мама и я. В ночь с тридцать первого декабря на 1 января 1942 намеченная операция была осуществлена, люди благополучно перешли по льду Оку, вагон перевезли через мост на железнодорожные рельсы. Изрядно замерзшие люди вернулись в теплушку, поздравили друг друга с Новым годом и закусили полученными в Ярославле продуктами. Нашу теплушку прицепили к поезду, следовавшему в Казань. Далее мы ехали до Казани без приключений. Правда, возникали сложности с туалетом. Договорились с машинистом останавливать через некоторые промежутки времени поезд в открытом поле. Во время остановки пассажиры теплушки выскакивали из вагонов, женщины с одной стороны поезда, мужчины с другой, справляли свой туалет. Проводник поезда с заднего вагона давал отмашку, и поезд двигался дальше. Продовольствие получали на крупных станциях по эвакоудостоверениям на эвакопунктах. Через двадцать один день со дня отправки мы прибыли в Казань. Нас встретили представители Казанского Оптико - Механического Завода ( КОМЗа), Посадили нас и погрузили наши вещи в автобус. Был сильный снегопад, поэтому впереди нас двигался бульдозер, расчищая перед автобусом дорогу. Благодаря этому мы благополучно приехали в посёлок завода. В нём закончился наш скорбный трудный путь. Когда на следующий день я шёл по дороге к дому, где временно меня и маму поселили, мне встретился директор завода Соловьёв Андрей Фёдорович. Я с ним поздоровался:
- Здравствуйте, Андрей Фёдорович!
- Здравствуй, а ты кто? -
- Я - Сухопаров…
- Не может быть! Мы получили письмо, что он умер.
- Нет, Андрей Фёдорович, я жив, вот мои документы…
- Ты что, его документами завладел?
В этот момент к нам подошёл Сатюков Николай Николаевич:
- Это он, Андрей Фёдорович, Серафим, мы с ним вместе учились.
- Чудеса, неужели Иван Алексеевич ошибся. Ну, пошли ко мне. - Я пошёл за ним. Когда входили в его кабинет, секретарша Валя Трубицина, узнав меня, ахнула:
- Серафим, неужели это ты …живой? Мы с Валей были знакомы по совместной работе в комсомольском бюро. --Где тебя поселили? - спросил Андрей Фёдорович в кабинете. -- Я приехал с матерью, нас временно поселили в двадцать пятом доме в комнате вместе с Федотовыми.
- С Федотовыми нельзя, он болен туберкулёзом… Валентина, соедини меня с Ивановым Алексеем Михайловичем. Валя Трубицина приоткрыла дверь кабинета и проговорила:
- Андрей Фёдорович, снимите трубку… - Соловьёв снял трубку.
- Алексей Михайлович! Надо поселить вновь прибывшего Сухопарова с матерью в квартирном ангарном бараке.
- Ну, иди, устраивайся и поправляйся!
- Спасибо, Андрей Фёдорович! - Я, ободрённый, вышел из кабинета. Валя Трубицина рассказала мне:
- Мы получили письмо от Ивана Алексеевича Шошина с сообщением, что ты не доехал и в аэропорту умер.
- Как видишь, я ещё жив, сообщение о моёй смерти сильно преувеличено. Ну, будь здорова, удачи тебе и хорошего жениха.
Мы с мамой стали устраиваться на постоянное место жительства. У жителей дома раздобыли санки и отвезли наши ещё не распакованные тюки в квартирный ангарный барак по указанному адресу. Барак состоял из двух квартир с двумя комнатами и кухней в каждом. В нашей квартире одна комната была занята семьёй Калининых, другая свободна, ее мы и заняли. В нашей комнате стояли два топчана с матрасами, стол и два стула. На кухне была дровяная двухконфорочная плита. В первую очередь я направился в баню. Пол бани был каменный, и, когда я вступил на него, при каждом моём шаге раздавался стук чего-то твердого на моих ногах. Я осмотрел пальцы ног и увидел, что кончики пальцев оголились до костей, и это они стучали о пол. Но боли я не чувствовал. Я поспешно помылся под душем, вытерся полотенцем, оделся и пошёл домой. Когда я показал маме мои ноги, она пришла в ужас. Это были страшные последствия цинги. Она раздобыла у Калининых перекись водорода, смочила ей ранки и перевязала пальцы. Вызвали врача, который направил меня в больницу. Там я пролежал с подвязанными к спинке кровати ногами два месяца. Мама всё это время приносила мне витамины, в основном репчатый лук, так что вся палата пропахла луком. Молодой организм справился с болезнью, я начал поправляться, выписался из больницы и стал ходить. Мне восстановили документы, выдали паспорт, продовольственные карточки, оформили перевод с ГОМЗа на КОМЗ, в должности инженера-исследователя. Напряженное положение с продовольствием возникло в Татарии и в заводском посёлке КОМЗа. Поэтому в выходные дни рабочие завода отправлялись в поход в пригородные районы Казани за продуктами, выменивая их за вещи или покупая по менее высоким ценам. В один такой поход отправился и я вместе с Афонькиным Н.В. и Торчилиным Б. М. Накануне мы вечером после работы сели в пригородный поезд, следовавший до конечной стации Арск. Это был последний вечерний поезд, который оставался на конечной станции до утра. Пассажиры поезда, в том числе и мы, остались в вагоне тоже до утра. С рассветом мы вышли из вагона и пошли пешком до татарской деревни, находящейся от Арска на расстоянии около двадцати километров. В этой деревне Афанькин и Торчилин уже бывали раньше, поэтому пошли в дом старой знакомой женщины. Мы попросили её продать нам ведро картофеля и четвертную молока и приготовить нам из них картофельное пюре. Она быстро приготовила нам пюре и принесла нам большой эмалированный таз с пюре, горкой возвышавшееся в тазу. Мы это огромное количество пюре разделили на три части с расчетом на три приёма еды: на завтрак, обед и ужин. Но когда мы съели первую треть, то почувствовали, что не наелись. Мы съели вторую треть и опять не наелись, тогда доели всё пюре за один приём. Мы вновь заказали ведро картофеля и четверть молока. Но чувство голода и на этот раз, и в последующие дни не покидало меня. Я много раз пытался досыта наесться, но безуспешно. При заводе был отдел рабочего снабжения (ОРС). На полях ОРСа выращивали картофель и другие овощи. На уборку картофеля направляли сотрудников отдела, в том числе и меня. Один раз я решил во время уборки картофеля, наконец, наесться досыта. Я приготовил ведро пюре и один его съел. Но так и не наелся. Я ещё несколько раз предпринимал попытку наесться досыта. Для встречи нового 1943 я специально в деревнях приобрёл побольше продуктов, чтобы мама накормила меня досыта. Мама испекла пирог с капустой, приготовила гуся с картофелем, винегрет, сварила какао с молоком из какавелы. В Новый год, который мы первый раз встречали на татарской земле, мы сели за стол и, посла поздравления, начали новогоднюю трапезу. Я отведал всё, что мама приготовила и, наконец, стал пить какао с большим куском пирога. Но, не доев кусок пирога, я почувствовал резкую боль в животе, откинупся на спинку самодельного дивана и, опасаясь разрыва связок в кишечнике, прекратил попытку насытиться.
В дальнейшем мы еще совершали поездку в татарские деревни. Весной 1943 мы направились в Цепьвинский район за семенами овощей. Собрали у наших огородников деньги на семена, доехали до Арска и дальше шли пешком тридцать пять километров до деревни, в которой у Афонькина был знакомый русский мужик. В конце пути, чтобы попасть в эту деревню, надо было пересечь низину. Весна была в полном разгаре, началось интенсивное таяние снега, и вода устремилась в низину. Когда мы по протоптанной тропинке пошли через низину, то стали проваливаться. Чтобы не утонуть, мы легли плашмя на снег и ползли по-пластунски. Достигнув твердой тропинки, мы были мокрыми по самую шею. Хозяин дома, в который мы пришли, сказал, что в их лавку привезли водку. Мы дали ему денег, попросили купить нам полтора литра водки. В доме была натоплена русская печка, было тепло, и мы могли посушиться и согреться. Хозяин принес водки и закуски, мы выпили все, чтобы избежать простуды. Я залез на печь, уснул и проспал до утра. Утром сверху я увидел моих товарищей за столом, завтракающих хлебом, яичками, творогом, чашками с какао. Я быстро соскочил с печки и присоединился к товарищам, взял хлеб, яички и стал есть. К моему удивлению, я быстро наелся, с тех пор мой аппетит вошел в норму, и дпя утоления голода было достаточно обычной стандартной порции пищи. Последней интервенцией в татарскую провинцию была деревня, находящаяся в восьми километрах от станции Ковали. У нас уже не осталось ни одной вещи, которую мы могли бы предложить в обмен на продукты, и я поехал без всякой надежды на успех с одной лишь черной матерчатой шторой, в которую мы паковали наши вещи вместо чемоданов при отъезде из Ленинграда. К моему удивлению, эта штора из плотной материи, называемой чёртовой кожей, очень заинтересовала хозяина одного из домов деревни. Он сразу за неё предложил четыре пуда картофеля. Я не сразу ответил, тогда он, чтобы добиться согласия, добавил плату:
- Я зарезал барашка и ещё накормлю тебя хорошим обедом.
Я поспешил согласиться, пока он не передумал. Он принес из кухни большую тарелку, наполненную с горкой картофельным пюре, которую я едва одолел. Затем он наполнил мой матрац с лямками, служившим у меня в качестве рюкзака, помог мне водрузить его на спину и я, воодушевленный успехом, пошёл обратно на станцию. Отдохнуть в длинном пути удалось только один раз. Пройдя четыре километра, я встретил верстовой столб. Я на него оперся и несколько минут отдыхал. Затем без отдыха шел ещё четыре километра до станции. Возвращался я поездом, шедшим из Арска. Он был битком набит, так что я поехал, повиснув на ступеньке и не снимая рюкзака. Из последнего окна вагона рукой поддерживал рюкзак мой коллега по работе Михаил Вениаминович Айнбиндер. Вспоминая этот счастливый, но необычно тяжелый поход, я был уверен, что справа от меня тянулись следы невидимого помощника. Запасы продовольствия пополнялись за счет огородничества. Каждая семья занималась огородничеством. Мне с мамой тоже выделили в 1942 участок площадью в две сотки, на которой мы посадили картофель, к сожалению, неудачно. Из-за слишком частой посадки картофель уродился очень мелкий. Но в следующем году я более основательно подготовился по литературе к посадке овощей, и площадь мы освоили больше прошлогодней. Собранного картофеля нам хватило на всю зиму и весну. Для работы на огороде мы использовали выходной день и утреннее время перед работой. На свои участки мы приходили с рассветом, потом к восьми часам шли на работу. О том, как мы трудились на огородах, говорит такой факт. Урожая, собранного на огородах хватало на то, чтобы кормить всю семью круглый год. Урожая, собранного с земель ОРСа, площадь которых была вдвое больше площади земель огородников, хватало для столовой только до нового года. Конечно, работать на заводе после обработки своих полей было трудно. Усталость и сон одолевали нас, и мы двигались как сонные мухи. Но работа есть работа, и мы добросовестно выполняли её. Я продолжал работу под руководством члена корреспондента Александра Николаевича Захарьевского, которую выполнял в Ленинграде. Александр Николаевич тоже эвакуировался в Казань и на КОМЗе заведовал лабораторией. Так, в совмещении производственной деятельности с работой на огороде и хозяйственными работами, протекала наша жизнь.
http://virginmuseum.ru/
Peter museum
Mycrossof
http://valenik.ru/ Рейтинг@Mail.ru