Шестаков Ю.В. История борьбы за мировую корону
History of struggle for a world crown by Yury V. Shestakov

Франсуа Андре Филидор (1726 - 95)

ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ

История шахмат - это история идей. Из этого следует, что исследования по истории шахмат должны включать поиск первооткрывателей стратегических идей, которые лежат в основе игры. Речь идёт о том, что при оценке творчества выдающихся мастеров следует обращать внимание не только на их спортивные достижения, но и выделять то, что принципиально нового они открыли в игре.

Как-то при обсуждении этого вопроса гроссмейстер Д. Бронштейн весьма тонко заметил, что будущему историку шахмат следует попытаться сосчитать, сколько «своих, ранее никем не сделанных ходов» сделал тот или иной выдающийся шахматист. Рассматривая проблему в этом плане, мы в истории шахмат должны весьма высоко оценить роль Ф. Филидора, который не только сделал большое количество «собственных ходов", но и по существу является одним из наиболее ярких пионеров научного, аналитического подхода к шахматной игре.

Исключительно большой вклад в шахматы Филидора общеизвестен, об этом писали чемпионы мира Эм. Ласкер, М. Эйве, М. Ботвинник и многие выдающиеся мастера. Так, например, в одном из популярных учебников шахматной игры чехословацкий гроссмейстер Р. Рети пишет: «И в старину бывали позиционные шахматисты. Величайший из них - француз Франсуа Андре Даникан Филидор был вместе с тем, возможно, и величайшим шахматным мыслителем из всех когда-либо живших на свете».

О жизни и творчестве Филидора известно не так много. Франсуа Филидор родился в маленьком городе Дре, расположенном неподалеку от Парижа. Филидор вышел из семьи, несколько поколений которой были придворными музыкантами. Когда Франсуа исполнилось 6 лет, родители в соответствии с традицией отвезли его в Версаль и отдали в придворную капеллу. Музыкальный талант проявился у Франсуа рано. В 11 лет Филидор не только пел в капелле, но и сочинял музыку. Одно из произведений было исполнено в присутствии короля франции Людовика XV. Музыка понравилась монарху, и он одарил юного композитора пятью золотыми монетами. Так начал блестящую музыкальную карьеру композитор Франсуа Филидор - один из основоположников французской комической оперы.

Нет точных сведении о том, в каком возрасте Франсуа филидор научился играть а шахматы, однако можно предположить, что с шахматами ом познакомился в детские годы. Музыканты королевской капеллы любили проводить свободное время за игрой в шахматы. Они, по-видимому, и научили юного музыканта этой игре, которую он страстно полюбил.

В 14 лет Филидор оставил капеллу и переехал в Париж, где начал преподавать музыку. К этому времени он уже имел репутацию сильного шахматиста. В Париже Филидор стал посещать кафе «Режанс», где собирались наиболее известные шахматисты Франции. Здесь ему посчастливилось познакомиться и подружиться со знаменитым философом-энциклопедистом Дени Дидро. Здесь же Филидор встретил и первого игрока Франции Кермюи де Легаля, у которого многому научился и которому поначалу проигрывал, даже получая ладью вперёд.

Пять лет, в течение которых Филидор систематически играл в шахматы а кафе «Режанс», несомненно, оказались плодотворными. Они определили быстрый рост шахматного мастерства юного Филидора и способствовали формированию у него широкого мировоззрения. Дружба же с Дидро, по-видимому, стимулировала развитие у Филидора философского мышления. Оно обусловило постоянное стремление Фипидора к анализу и глубокому осмысливанию не только различных событий, современником которых он был, но и собственного шахматного творчества. Этим, вероятно, можно объяснить тот уникальный факт, что Филидору уже в 22 года удалось написать «Анализ шахматной игры» - одну из наиболее глубоких и новаторских книг, в которой, по существу, была предпринята первая попытка обосновать необходимость научного подхода к шахматной игре. В дальнейшем никому в столь молодом возрасте не удалось сделать ничего подобного. Только почти через 150 лет Эм. Ласкер в 26-летнем возрасте опубликовал столь же новаторскую по замыслу книгу «Здравый смысл в шахматах».

Книга Филидора «Анализ шахматной игры» написана в Голландии в 1748. Филидор отправился в Голландию впервые в 1745 на концертную гастрольную поездку. Там он попал в общество английских офицеров - знатных дворян, любивших шахматы и привыкших играть на ставку. Филидор, по-видимому, без особого труда побеждал англичан и зарабатывал шахматами больше, чем музыкой.

Именитые партнёры посоветовали Филидору поехать в Англию, где шахматы были популярнее, чем в Голландии. В 1747 Филидор впервые появился в Лондоне в кафе «Слоутер», куда приходили играть в шахматы прославленные игроки Англии. Среди них были: Александр Кеннингем - маэстро и теоретик, известный нам как шахматист, детально разработавший один из вариантов королевского гамбита (этот вариант и по сей день носит имя Кеннингема); сириец Филипп Стамма - один из сильнейших игроков Англии, высокообразованной человек, полиглот, чиновник министерства иностранных дел, автор замечательной книги «Опыт шахматной игры, содержащий правила, чтобы хорошо играть и добиваться выгоды посредством ходов, которые можно назвать секретами этой игры»; Абрагем Ямсен - сильный шахматист-практик и другие. Все они были побеждены Филидором, который, по-видимому, к тому времени уже стал сильнейшим шахматистом мира. Победы были весьма убедительными: у Ф. Стаммы Филидор выиграл со счётом +8, - 1, = 1; у А. Янсена - со счётом +4, -1. К сожалению, партии этих матчей не сохранились, как, впрочем, не известны записи и других партий, игранных Филидором в 50-е и 60-е годы.

В 1755 году Филидор снова в Париже. Здесь, в кафе «гежанс», он выигрывает матч у своего учителя Легаля, который провозглашает Филидора сильнейшим игроком Франции.

Оценивая вклад Филидора в историю развития шахмат, центральное место следует отвести его книге «Анализ шахматной игры», которая при жизни автора издавалась 3 раза: в 1749, в 1777 и в 1790 годах. При этом в каждое последующее издание Филидор вносил исправления и дополнения.

Появление книги Филидора явилось заметным событием в истории развития шахмат. Её содержание отличалось исключительной самобытностью и глубиной суждений о шахматах. В ней Филидор высказал и последовательно развил мысль о том, что шахматная игре подчиняется определённым законам, знание которых позволяет мастеру правильно оценивать позицию и находить сильные продолжения.

Каковы же эти законы? Чему учил Филидор? Широко известна крылатая фраза Филидора: "Пешка - душа партии». Предшественники Филидора, выдающиеся итальянские мастера XVII столетия, такие, например, как Греко, разрабатывали атакующие комбинационные планы игры. Они были сторонниками "единственной достойной настоящего игрока» стратегии - лихой фигурной атаки на короля. Для её успешного развития они легко и пороге беззаботно жертвовали пешками.

Филидор же, в отличие от итальянских мастеров, писал об исключительно большой роли пешек, о значении их построения - взаимодействия друг с другом, о правилах их передвижения. Обратимся к тексту книги Филидора. Он пишет: «Моё главное намерение - предложить публике новинку. Я имею в виду игру пешек. Они являются душой партии. Только они создают атаку и защиту: их расположение решает участь партии». Далее Филидор утверждал: «Чем дальше пешки к середине доски, тем больше они способны нападать и тормозить развитие фигур противника». Из этого правила следуют логически связанные с ним два других: чем центральнее расположена пешка, тем ценность её выше, в связи с чем Филидор рекомендует в случае, когда пешку или фигуру неприятеля можно побить одной из двух пешек, то следует предпочитать бить той, которая при этом переместится ближе к центру, Филидор по-новому подошёл к оценке сдвоенных пешек.
МОЯ ЛЮБИМАЯ

Я люблю её больше жизни.
Она влечет меня к себе своей целомудренностью, своей простотой и богатством мыслей.
Она спортивна, интеллектуальна, расчётлива и экономна.
Она может осчастливить и опечалить.
И даже привести к глубокой депрессии.
Своими волшебными чарами она может заворожить юношу.
Зрелые мужи и даже умудрённые житейским опытом старцы могут навсегда потерять из-за неё покой.
Просто наслаждаться её обществом - подлинное блаженство!
Могу простить ей легкомысленность и кокетство.
Могу не заметить даже измену, хотя справедливости ради следует сказать, что и сам иногда покидаю её в угоду какой-нибудь женщине.
Одного не могу простить - долгой разлуки с нею.
К моей великой радости, она тоже не может долго без меня.
Напоминает о себе своим существованием.
Готова немедленно разделить грусть и одиночество в трудное для меня время.
Старается поскорее успокоить и вселить надежду.
Вот и сейчас, когда я дописываю эти строки, она здесь, рядом со мной, нетерпеливо ждет, когда я уделю ей своё внимание.
И я тоже нервничаю.
Потому что за соседним столиком расположилась она, моя любимая игра.
Он писал, что "сдвоенные пешки, связанные с другими и к тому же приближающиеся к центру, не составляют невыгоды".

Это положение, справедливое для многих позиций, было в те годы новаторским, поскольку оно находилось в противоречии с мнением прославленных итальянских мастеров, которые считали сдвоенные пешки слабостью позиции. Так, знаменитый Леонардо, один из сильнейших мастеров середины XVI века, указывал, что после ходов 1. е4 е5 2. Кf3 чёрным не следует делать ход 2. ... Кc6, так как на это последует 3. Сb5, и в дальнейшем белые получат преимущество, так как побьют коня - С:с6 и создадут у чёрных сдвоенные пешки. Однако Филидор знал и понимал, что только надёжно обеспеченный захват пешками центра может привести к получению стойкого преимущества. В случаях же, когда пешечный центр не обеспечен, далеко продвинутые центральные пешки представляют уже слабость, которую противник может использовать, атакуя их. Филидор писал: «Пешки, особенно центральные, теряют часть своей силы при продвижении на пятую горизонталь, так как тогда они легко могут подвергнуться нападению вражеских пешек с шестой горизонтали». Это правило Филидор пополнил ещё одним: «Атаку никогда не следует предпринимать раньше, чем ведущие её пешки будут основательно подкреплены".

Важным элементом стратегии Филидор считал подрыв пешечной цепи противника, в результате чего возникают многочисленные слабости в позиции противника. Становятся слабыми разрозненные пешки, появляются слабые поля, на которые вторгаются фигуры противника. Для осуществления такой стратегии Филидор в некоторых случаях жертвовал пешку или даже фигуру. Таким обрезом, Филидор впервые в шахматах обосновал целесообразность чисто позиционной жертвы.

Представления Филидора о взаимодействии пешек, о захвате ими центра, о создании подвижной пешечной цепи, о продвижении её, сковывающем силы противника, было, по существу, первой теоретической концепцией позиционных шахмат. Эта концепция определяет стратегию не только в середине игры, но и в окончаниях, и в дебюте. Так, известно, что долгое время, играя белыми, Филидор после ходов 1. е4 е5 признавал лишь два ответа: 2. Сс4 - дебют слона и 2. f4 - королевский гамбит. Выгоду королевского гамбита Филидор обосновывал тем, что, в случае его принятия, чёрная пешка е5, взяв белую пешку f4, теряет центральное положение, и цепь чёрных пешек в центре оказывается ослабленной. Филидор писал: «Всегда бывает выгодно обменять пешку «f» на пешку «е», ибо это приводит к захвату центра и, кроме этого, вскрывает линию ладьи». Последнее замечание Филидора также существенно - он учитывал и позиционные выгоды расположения фигур.

Целесообразность розыгрыша дебюта слона - вывод слона на поле с4 - Филидор обосновывал тем, что слон с этого поля, во-первых, атакует поле f7 - наиболее уязвимый пункт чёрных, и, во-вторых, положение слона на с4 не препятствует (в отличие от положеиия коня на с3) продвижению пешки на поле с3. Ходы в дебюте Кf3 и Кс3, равно как и ходы Кf6 и Кc6 Филидор многие годы считал слабыми в связи с тем, что они препятствуют продвижению пешек «c» и «f», необходимому для поддержания пешек «e» и «d» в борьбе за центр.

Развивая эти положения, Филидор разработал дебют, идея которого в создании прочной пешечной цепи: в защите пешки е5 после ходов 1. е4 е5 2. Кf3 не ходом 2. ... Кc6, как это было уже ранее предложено итальянскими мастерами, а ходом 2. ... d6, с последующей атакой центра ходом f7 - f5. Это начало носит название «защиты Филидора». Оно редко встречается в практике современных мастеров, так как несмотря на то, что чёрные получают прочную позицию, всё же они должны вести пассивную защиту и полностью уравнять шансы им трудно.

Филидору принадлежат плодотворные аналитические исследования в королевском гамбите, во многих вариантах которого острое противодействие пешечных цепей предшествует развитию атаки. Так, Филидор - автор анализа одного из популярных в прошлом варианта принятого королевского гамбита, в котором после ходов 1. е4 е5 2. f4 еf 3. Кf3 д5 4. Сс4 Сд7 5. h4 h6 6. d4 d6 он считал наиболее сильным за белых ход 7. с3! и при этом оценивал позицию белых, в соответствии с общими правилами, как более перспективную.

В одном из вариантов королевского гамбита Филидор на несколько десятилетий раньше, чем Лионель Кизерицкий (как это установил Я. Нейштадт в 1975), именем которого назван этот вариант, предложил после ходов 1. е4 е5 2. f4 еf 3. Кf3 д5 4. h4 g4 5. Ке5 играть 5. ... Кf6!, а затем после 6. d4 d6 7. Кd3 К:е4 8.С:f4 Фе7 9. Фе2 Сд7 10. с3 играть 10. ... h5!. Этот ход и в настоящее время признан лучшим.

Филидор был тонким позиционным игроком и обладал незаурядным талантом исследователя. Об этом прежде всего можно судить по его высказываниям относительно некоторых общих правил разыгрывания различных окончаний и весьма глубокому анализу некоторых эндшпилей, которые до сих пор привлекают внимание шахматистов и являются предметом изучения. Так, Филидор указывал: «Если имеешь слона, владеющего белыми полями, надо пешки располагать на черных полях; если же слон владеет черными полями, пешни нужно располагать на белых полях. Тогда слон препятствует вражеским фигурам утвердиться между пешками». Для большинства позиций, приведенное выше правило справедливо, но, разумеется, не для всех. Это отметил и Филидор, указав, что бывают позиции, в которых «для защиты пешек необходимо, чтобы они располагались на полях того же цвета, что и слон». Согласно одному из правил, которое вряд ли можно назвать сейчас правилом, так как во многих случаях оно не эффективно, Филидор утверждал: «Когда имеешь проходную пешку, нужно избавиться от слонов противника. Последние способны атаковать пешки и тормозить их движение лучше, чем остальные фигуры».

Филидор тяготел к установлению общих законов и, подобно многим выдающимся шахматистам-исследователям, таким как В. Стейниц, 3. Тарраш, не замечал, что почти каждое правило имеет множество исключений, которые и делают шахматную игру особенно интересной и во многом определяют красоту шахмат.

Филидор оставил весьма конкретные и содержательные анализы окончаний: ладья и слон против ладьи, ладья и пешка против ладьи, ферзь против ладьи и пешки, король и пешка на предпоследней горизонтали против короля и ферзя. Эти окончания часто встречаются в практике шахматистов. Особенно часто шахматная партия завершается эндшпилем, в котором одна сторона имеет короля и ладью, а другая короля, ладью и пешку. Филидору принадлежит открытие плана защиты в позициях, когда сильнейшая сторона продвигает пешку, которой противостоит король противника. Филидор доказал, что такого типа позиция при правильной игре должна заканчиваться вничью (см. диагр. № 1).

В окончаниях король и ферзь против короля, ладьи и пешки, при оптимальном взаимодействии фигур слабейшей стороны, когда они друг друга защищают, Филидор установил весьма важное правило. Он писал: «Эта игра ничья, если пешка ещё не сдвинулась со своего первоначального места, но когда она продвинута вперёд, ферзь должен выиграть». Известно, что король и ферзь побеждают короля и ладью, поэтому выигрыш в таких окончаниях может быть достигнут путём выигрыша пешки. Для этого следует посредством маневров ферзя заставить короля встать впереди пешки. Это позволяет белому королю ворваться в тыл противника и одновременно с ферзём атаковать пешку (см. диагр. № 4, 5).

Анализ Филидора в эндшпиле, где король, ладья и слон побеждают короля с ладьёй, является классическим. Каждый высококвалифицированный шахматист знает позицию Филидора, в которой сильнейшая сторона может достигнуть победы (см. диагр. № 6).

ЭТО ОТКРЫЛ ФИЛИДОР

Доска

Ничья

Чёрные сторожат 6-ю горизонталь. Как только пешка вступит на d6, т. е. на шестую горизонталь, чёрные переводят ладью в тыл и начинают шаховать короля.

Доска

Ничья

1. ФЬ3+ Кра1!! - и ничья, так как пешка неприкосновенна из-за пата.

Доска

Белые выигрывают

1. Фс3+ Крd1, и король приближается к пешке: 2. Крd4 Кре2 3. Фe3+ Крd1 4. КрcЗ, и белые выигрывают.

Доска

Ничья

Белые не могут прорваться королём в тыл противника.

Доска

Белые выигрывают

Маневрируя ферзем, белые заставляют короля чёрных встать перед пешкой, после чего белый король прорывается в тыл, и пешка d6 гибнет.

Основной вариант: 1. Фh7+ Крe6 2. Фc7 Лc5 3. Фd8 Лe5 4. Фe8+ Крd5 (король встал перед пешкой) 5. Фc8 Лe4+ (если 5. ... Крd4, то 6. Фc6) 6. Крf5 Лe5+ 7. Крf6 Лe4 8. Фf5+ Лe5 9. Фd3+ Крc5 10. Фd2 Крc6 11. Фd4 Крd7 12. Фc4 Лc5 13. Фf7+ Крc6 14. Крe7 (пешка обречена) Лe5+ 15. Крd8 Лс5 16. Фd7+ Крd5 17. Крe7 Лc6 18. Фf5+ Крc4 19. Крd7 Лc5 20. Фe4+, с выигрышем пешки и партии.

В дальнейшем Эм. Ласкер отметил, что не все окончания с продвинутой пешкой, расположенной перед королём и защищающем ладью, проиграны против короля и ферзя. Он писал об анализе Филидора: «Следует обратить внимание на то пространство, которое необходимо ферзю для его операций. Оно охватывает восьмую горизонталь и линию «b». Отсюда следует, что план белых был бы неосуществим в том случае, если бы вся позиция была сдвинута на одну горизонталь вверх или на две линии влево, т. е. в случае коневой пешки или пешки, расположенной на 7-й горизонтали". В дальнейшем стали считать, как указывает Я. Нейштадт, что выигрыш может быть достигнут только против пешек «d» и «e».

Доска

Белые выигрывают

Основной вариант: 1. Лf8+ Лeв 2. Лf7 Лe2 (лучшее отступление; другие ходы проигрывают быстрее) 3. Лg7 Лe1 (если 3. ... Лe8, то 4. Лa7, а если 3. ... ЛeЗ, то 4. Лb7 ЛcЗ 5. Лd7+, и белые достигают выигранной позиции) 4. Лb7 Лc1 (Филидор указал, что после 4. ... Крc8 белые выигрывают так: 5. Лa7 Лb1 6. Лf7 Крb8 7. Лf8 Крa7 8. Лa8+ и 9. Лb8+) 5. Сb3 Крc8 (на 5. ... Лс3 Филидор приводит 6. Сe6 Лd3+ 7. Сd5 ЛcЗ 8. Лd7+ Крc8 9. Лf7 Крb8 10. Лb7+ Крc8 11, Лb4 Крd8 12. Сc4 Крc8 13. Сe6+ Крd8 14. Лb8+) 6. Лb4 Крd8 7. Лf4 Лe1 (если 7. ... Крc8, то 8. Сd5 Крb8 9. Лa4) 8. Сa4 Крc8 9. Сc6 Лd1+ 10. Сd5 Крb8 11. Лa4, и белые выигрывают.

Приведенные выше варианты позволяют оценить выигрыш как этюдный, т. е. красивый и достаточно трудный. Позицию Филидора анализировали многие шахматисты. Советский мастер И. Григорьев в 1927 нашёл более короткий и простой путь к победе,чем тот, которым был приведен Филидором в «Анализе...».

Портрет Книга Филидора, по существу, является учебником шахматной игры. В ней приведены партии с пояснениями, которые позволяют читателю понять сущность стратегии игры, позволяют раскрыть замысел каждого хода и тем самым учат тому, как следует подходить к оценке позиции и выбору хода.

В «Анализе шахматной игры» приведены не только партии Филидора, сыгранные им с различными противниками, но и примерные партии, сочинённые им специально с целью обучения игре. Эти партии представляют несомненный интерес, так как Филидор «играл» их и белыми, и черными. Таким образом, силы противников были примерно равны, однако Филидор при составлении партий с педагогической целью за чёрных делал более слабые ходы, чем за белых. Возможно, он этим хотел продемонстрировать то, что право выступки определяет значительное и даже решающее преимущество. Это он утверждал и в «Анализе ...».

ПЕШКА - ДУША ШАХМАТ

Пешка Примечательно, что сочинённые Филидором партии долгое время многие авторы учебников шахматной игры использовали в качестве примеров для пояснения плановой игры. В прекрасной книге выдающегося русского шахматиста Э.С.Шифферса «Самоучитель шахматной игры" раздел примерных партий, поясняющий стратегию игры, начат одной из сочиненных Филидором партий. Эта партия весьма удачно иллюстрирует основные положения Филидора, развитые им в «Анализе шахматной игры».

«БАТАРЕЯ К ЗНАМЕНИ»

11 ноября 1793 член революционного конвента Французской республики якобинец Гитон-Морво, выступая на страницах газеты «Монитор», призвал к устранению «монархического элемента» из шахматной терминологии. Короля он предлагал заменить «знаменем» («знамя взято» должно было звучать как «мат королю»), а заодно считал целесообразным переименовать ладью в «пушку», поскольку этот термин, по его мнению, более соответствовал боевому духу времени. Рокировка, по проекту Гитона-Морво, должна была обозначаться термином «батарея к знамени».

Гильотина

КОЕ-ЧТО О СЕРГЕЕВЕ

Третьеразрядник Сергеев обратился в брачное бюро, подбирающее будущих супругов при помощи ЭВМ.
- Я хочу, чтобы моя жена была симпатичная, невысокого роста, любила рыбную ловлю и не мешала мне разговорами во время игры в шахматы, - сказал он служащему, заносившему эти сведения на перфоленту. Чераз минуту машина выдала ответ: «Сначала подружитесь с пингвинкой»...

Однажды перворазрядник Сергеев вернулся домой из шахматного клуба, а молодая жена говорит ему:

- Завтра годовщина нашей свадьбы. Хочешь, я изжарю индейку?
- Ещё чего, - возмутился Сергеев, - она-то за что должна страдать?

Зашёл как-то кандидат в мастера Сергеев с женой в кафетерий клуба, важно подошёл к столику, за которым робко сидел какой-то второразрядник, хорошо знавший Сергеева в лицо. Увидев Сергеева, тут же вскочил с места.

- Сидите, сидите, пожалуйста, - вежливо попросил Сергеев.
- Вот ещё, - недовольно фыркнул тот, - по-вашему, если вы кандидат, то без вашего разрешения мне нельзя взять с соседнего столика перец?!
В. ЮРЗИНОВ

Приводим её с несколько сокращенными комментариями Филидора и Шифферса.

1. е4 е5 2. Сс4 Сс5. Поле с4 - лучшее поле для слона, с него он атакует слабый пункт f7 и при этом не может быть сам тотчас атакован чёрными пешками без потери их, то же самое можно сказать про поле с5 относительно чёрных.

3. с3. Ход подготавливает движение пешки на d4 для образования пешечного центра.
3. ... Кf6. Конь атакует пешку е4 и одновремемно подготавливает короткую рокировку.
4. d4 еd 5. сd Сb6. Чёрные отступают слоном, сохраняя под прицелом поле f2. Филидор и Шифферс справедливо указывают, что более сильным продолжением был бы ход 5. ... Сb4+, с последующим, в случае размена слонов на d2, ходом d7-d5!.
6. Кс3 0-0 7. Ке2. В соответствии с теорией Филидора, конь в начале партии не должен становиться впереди своих пешек и затруднять их продвижение.
7. ... с6. Подготавливая d7-d5.
8. Сd3. Профилактика хода d7-d5, так как при слоне на с4 белые были бы вынуждены после d7-d5 разменяться пешками и получали изолированную пешку d4.
8. ... d5. Ограничивая продвижение белой пешки на это поле и открывая дорогу слону.
9. е5. Если нельзя удержать пешки на полях d4 и е4, подкрепляя их слоновыми пешками, то лучше, возможно, их продвинуть вперёд. При этом белые выигрывают темп.
9. ... Ке8. Конь отступает и даёт возможность двинуть пешку «f» для открытия линии ладьи.
10. Се3. Ход укрепляет центр, предупреждает его подрыв посредством с6-с5.
10. ... f6. Чёрные стремятся подорвать центр и одновременно открыть линию «f».
11. Фd2. С целью после размена пешек и чернопольных слонов сыграть Ф:е3 и сохранить пешку «f» для дальнейшего её продвижения. Если 11. f4 сразу, то после размена на е5 белые получают отсталую пешку d4 и открывают противнику линию «f».
11. ... fе 12. dе. У белых появилась защищённая проходная пешка!
12. ... Се6. Ход 12. ... d4 был бы ошибочен, так как приводил к потере пешки.
13. Кf4 Фе7 14. С:b6 аb 15. 0-0 Кd7 16. К:е6 Ф:е6
17. f4 Кс7.

Доска

Партия была равной, если бы чёрные не допустили образования сильной проходной пешки «е». Белые имеют шансы на победу, чёрные должны стремиться свести партию вничью. План белых - организовать продвижение проходной пешки в ферзи и при случае начать атаку на короля. Чёрные должны выискивать случай для контратаки и препятствовать продвижению белых пешек.

18. Лае1. Подготовляя продвижение f4-f5.
18. ... д6. Препятствуют ходу f4-f5.
19. h3. Подготовляя д2-д4 и далее f4-f5.
19. ... d4. Освобождая коню поле d5, но и теряя поле е4.
30. Ке4 h6. Препятствуя Кд5 и развитию атаки.
21. b3. Защищая пешку а2.
21. ... b5 22. д4 Кd5 23. Кд3 Кe3. Конь напал на ладью и перекрыл линию «е», он приобрёл большую силу, поэтому 24. Л:е3! - белые жертвуют качество для организации продвижения пешек.
24. ... dе 25. Ф:е3 Л:а2 26. Ле1. Подготовка к f4-f5.
26. ... Ф:b3 27. Фе4. Угрожая матом в 2 хода.
27. ... Фе6 28. f5 дf 29. дf. У белых две проходные, далеко продвинутые пешки.
29. ... Фd5. Пытаясь остановить пешки (здесь, может быть, некоторые практические шансы на спасение давал ход 29. ... Ф:е5. - В. М.).
30. Ф:d5+ сd 31. С:b5 Кb6 32. f6 Лb2 33. Сd3 Крf7. Чёрные освобождают поле д8 для ладьи и стараются королём содействовать остановке белых пешек. Но тщетно!
34. Сf5 Кc4 35. Кh5 Лд8+ 36. Сд4! Кd2 37. е6+. План проведен - партия выиграна белыми.
37. ... Крg6 38. f7 Лf8 39. Кf4+ Крg7 40. Сh5, обеспечивая продвижение пешки в ферзи и победу. Чёрные сдались (1:0).

Шифферс полагает, что Филидор преднамеренно в этой партии избирал не лучшие продолжения за чёрных с целью более рельефной иллюстрации роли пешек во всех стадиях игры.

Теперь приведём партии, игранные Филидором с реальными противниками. Все партнеры Филидора значительно уступали ему в силе. Игра шла на ставку и для уравновешивания сил Филидор давал различную фору: либо играл не глядя нд доску либо давал вперёд пешку и ход, а в некоторых случаях давал коня или коня за пешку f7.

Партия, о которой пойдет речь, сыграна вслепую против саксонского графа Брюля. Она позволяет убедиться в том, что открытые Филидором принципы позиционной игры он осуществлял весьма изобретательно. Не будем подробно комментировать эту партию, а просто проследим за тем, как Филидор осуществлял сначала план, связанный с захватом центра, и как, получив преимущество, он разыгрывает эндшпиль, в котором осуществляет позиционную жертву пешки с целью подрыва пешечной цепи противника.

Дебют слона С23

Брюль - Филидор
Лондон, 1783

1. е4 е5 2. Сс4 с6 3. Фе2 d6 4. с3 f5 5. d3 Кf6 6. еf С:f5 7. d4 е4 8. Сд5 d5 9. Сb3 Сd6 10. Кd2 Кd7 11. h3 h6 12. Се3 Фе7 13. f4? h5! 14. с4 а6 15. cd cd 16. Фf2 0-0 17. Ке2 b5 18. 0-0 Кb6 19. Кд3 д6 20. Лс1 Кс4 21. К:f5 дf 22. Фд3+ Фд7 33. Ф:д7+ Кр:д7 24. С:с4 bс 25. д4 Лb8 26. b3 Са3 27. Лс2 сb 28. аb Лс8 29. Л:с8 Л:с8 30. Ла1 Сc1 31. Л:а6 Лс3 32. Крf2 Лd3 33. Ла2 С:d2 34. Л:d2 Л:b3 35. Лс2.

Доска

35. ... h4!? 36. Лс7+ Крд6 37. дh Кh5 38. Лd7 К:f4 39. С:f4 Лf3+ 40. Крд2 Л:f4 41. Л:d5 Лf3 42. Лd8? Лd3 43. d5 f4 44. d6 Лd2+ 45. Крf1 Крf7 46. h5 е3 47. h6 f3. 0:1. Этот вариант дебюта слона, по-видимому, был популярен, Филидор справедливо указывал, что ход 3. Фе2 недостаточен, значительно сильнее 3. d3 препятствуя плану чёрных. Ход 5. d3 пассивен, создаётся впечатление, что Брюль просто подражает стилю игры Филидора. Значительно активнее было 5. d4. 6. еf - слабый ход: белые идут навстречу плану противника и сдают центр. Ход 13. f4 - антипозиционный: слон е3 теряет подвижность, а ход д2-g4, который готовит Брюль, не проходит. После 34-го хода чёрные достигли значительного позиционного перевеса. Жертву пешки 35. ... h4 комментаторы Э. Шифферс, Эм. Ласкер, Я. Нейштадт и др, оценивали как сильный ход, выигрывающий партию. В настоящее время такой ход, подрывающий пешечную цепь, может быть оценен как стандартный приём, который с успехом проводился уже во многих подобного рода позициях. Здесь уместно вспомнить одно глубокое замечание М.М.Ботвинника, который писал, что каждый «стандартный приём» был в прошлом откровением. Филидор - автор этого приёма, но удивительным образом именно в той позиции о которой идёт речь, ход b5-b4 заслуживает, по-видимому, вопросительного знака, а не восклицательного! Связанное с этим ходом продолжение - переход в ладейный эндшпиль - при правильной игре приводию только к ничьей. 42. Лd8 - слабый ход, решающая ошибка; вместо него следовало играть 42. Ле5, и выигрыш чёрных, как показал анализ (приведен в «Шахматах в СССР» № 9. 1981), становился проблематичным, так как движение проходных пешек оказывалось заторможенным. Теперь же чёрные демонстрируют силу двух связанных пешек, которые сильнее трёх слабых, разрозненных. Игра Филидора в окончании понравилась Эм. Ласкеру. Он писал: «Тонкий эндшпиль, где всё висит на волоске, зависит от одного темпа, проведен Филидором, игравшим, не глядя на доску, подлинно мастерски».

Пешка на фоне коня

Однажды после неудачно проведенного сеанса одновременной игры голландский мастер Л. Принс пожаловался директору местного клуба, что комплекты шахмат, на которых ему пришлось играть, были низкого качества.
- Весьма сожалею, господин Принс, - возразил директор, - но все они закуплены оптом у принадлежащей вам фирмы.

Природный талант Филидора - удивительно глубокое чувство позиции - разумеется, не был ограничен только проникновением в гармонию взаимодействия пешек, Филидор тонко чувствовал и гармонию взаимодействия фигур. Он писал: «Настоящие атаки осуществляются многими соединёнными фигурами и редко одной или двумя». Творчество Филидора свидетельствует о том, что французским мастер обладал комбинационным талантом. Для иллюстрации сказанного приведём окончание партии Филидора с его постоянным противником графом Брюлем.

Филидор - Брюль

Доска

ОВЕН

Сильный характер с задатками полководца. Шахматы - благодатная почва для реализации потенциальных способностей Овенов. Фигуры на доске Овены группируют в когорту, призванную смять позицию соперника. Получив мат, долго не могут понять, в чём дело, и требуют продолжения игры. Наиболее благоприятны творческие союзы Овена с Девой и Скорпионом.
Обратите внимание на гармоничное взаимодействие атакующих белых фигур и на надёжное положение их короля. В этой позиции белые могут выбрать несколько путей к победе. Большинство современных мастеров, по-видимому, сыграло бы просто 17, Кс5, нападая одновременно на пешку b7 и на ладью д8. Филидор же избирает более красивый путь для достижения цели. Последовало: 17. Са6! Лb8 18. Фс6! Сd8 19. Сд5!!, и чёрные сдались (1:0). Атака на короля проведена весьма эффектно. Всякая игра в соревновании рождает и психологический подход к ней. Филидору он тоже не был чужд. Об этом можно судить по его партии с Лейстером. В 1881 М. Чигорин опубликовал эту партию в «Шахматном листке». Игру Филидора он оценил весьма высоко и назвал эту партию «блестящей».

Лейстер - Филидор

Лондон, 1790

(чёрные без пешки f7)

1. е4 с5f? 2. Фh5+ д6 3. Ф:с5 Кс6 4. сЗ е5 5. Фе3 Кf6 6. h3 d5 7. еd К:d5 8. Фе2 Кf4 9. ФfЗ Сh6 I0. Сb5 0-0 11. Фe4 Сf5 12. Фс4+ Крh8 13. Фf1 Сd3 14. С:d3 К:d3+ 15. Кре2 Л:f2+ 16. Ф:f2 К:f2 17. Кр:f2 Фd3 18. Ке2 Лf8+ 19. Кре1 е4 20. Лf1 Л:f1+ 21. Кр:f1 Фс2 22. Кре1 Кe5 13. Ка3 Кd3+ 24. Крf1 Фd1Х. 0:1.

Противник Филидора играл очень слабо. Действительно, из первых 13 ходов Лемстер 8 сделал ферзём. В свою очередь, энергичная игра Филидора, а ему тогда было 64 года, в этой партии ничего общего не имеет с провозглашёнными им принципами. Уже первым ходом 1. ... с5!? Филидор предлагает жертву пешки с целью максимально быстро мобилизировать фигуры. Он вскрывает игру и организует фигурную, без участия пешечной цепи, атаку на застрявшего в центре короля, которую проводит стремительно и мощно.

Таким образом, психологический подход к игре определял в некоторых случаях стратегию Филидора. В результате игра Филидора в этой партии весьма напоминает игру Пола Морфи.

Я упомянул имя великого американского шахматиста и должен заметить, что при оценке игры современных шахматистов в комментариях партий встречаются высказывания: «Сыграно в стиле Морфи!», и почти никто не отмечает: «Сыграно в стиле Филидора». С исторической точки зрения это несправедливо, так как во многих случаях ведущие современные шахматисты, создавая полноценные шахматные произведения, играют в стиле Филидора.

Филидор намного опередил современников в понимании шахматной игры и поэтому в течение нескольких десятилетий значительно превосходил их в силе. Такого превосходства в дальнейшем не смог достичь ни один чемпион мира. Именно в связи с этим тонкий ценитель шахмат и один из наиболее остроумных журналистов гроссмейстер С. Тартаковер, оценивая кратко, но очень глубоко великих шахматистов прошлого, заметил: «Филидор - это сила!»

Филидор был первым теоретиком, сделавшим попытку вывести общие законы, которым подчиняется шахматная игра. Он открыл, и в этом секрет его силы, новый стратегический план игры. До Филидора все мастера признавали единственную стратегию - они стремились как можно быстрее начать атаку на короля и завершить её раньше, чем это успеет сделать противник. Такую стратегию гроссмейстер Ю. Разуваев метко назвал «игрой на опережение».

Филидор был основоположником новой стратегии, сущность которой заключалась в постепенном сковывании сил противника, в стремлении ограничить возможность передвижения фигур; он как бы почувствовал, что каждая участвующая в шахматном сражении фигура является живым существом, которое нуждается в «кислороде» - в полях, куда ома может перемещаться, защищая свою позицию или создавая те или иные угрозы противнику. Сковать фигуры противника - значит получить преимущество. Эту открытую Филидором стратегию Ю. Разуваев назвал «игрой на цугцванг».

Последние годы жизни Филидор провёл в эмиграции в Англии, где и умер в 1796. Он стремился вернуться на родину к семье, мо не мог этого осуществить, поскольку, к«к бывший придворный, получавший от короля пенсию, Филидор попал в списки эмигрантов, которым революционное правительство запретило возвращение во Францию.

Далеко не все современники Филидора восприняли новые идеи великого французского шахматиста. Большинство их не поняло. В то же время появилось много последователей старой итальянской школы, которые успешно развивали стратегические замыслы комбинационных «открытых» шахмат и критиковали положения, выдвинутые Филидором в "Анализе ...". Речь идёт прежде всего о высокоодарённых мастерах Лоренцо Понциани, Эрколе дель Рио и Джамбатиста Лолли, живших во второй половине XVIII века в Италии в городе Модене. Онм были авторами трактатов по шахматам, в которых пытались завязать дискуссию с Филидором, оспаривая не только выдвинутые им в «Анализе .. .» общие положения, но и результаты некоторых его конкретных заключений и анализов. Так, например, Лолли вполне справедливо указал на ошибочность мнения Фипидора о том, что окончание король, ладья и слон против ладьи и короля во всех случаях выиграно. Он привёл безупречные доказательства справедливости своего утверждения, что «позиция Филидора» - одна из немногих, в которых может быть достигнут выигрыш.

Филидор либо не знал трудов итальянских мастеров, либо не обращал внимания на их критику. В дискуссию с ними он не вступал и во 2-м и 3-м изданиях «Анализа ...» не внёс в текст изменений, связанных с критическими (во многом справедливыми) замечаниями итальянских мастеров. I Филидор не оставил учеников, способных творчески развивать его идеи. И эти идеи на некоторое время были преданы забвению.

КАНАТОХОДЕЦ

Я у сомнений в преисподней
Сгорал стократ.
Но оказался вдруг сегодня
Не под, а над.

Не как алхимик и анатом,

А на виду -
И жизнь натянута канатом,
И я иду!

Пускай не знаки Зодиака

Шажков пунктир,
Но полагаюсь я однако
На балансир.

Сулит мне новую надежду

Судьбы излом,
И балансирую я между
Добром и злом.

Неужто повторяю здесь я

Всю жизнь мою
И слышу песню равновесия -
"Баю-баю"?

Иду ни шатко и ни валко,

Плюю на страх.
Балансир - он та же палка
О двух концах.

Размышляя об этом, М. Эйве писал: «Рекомендованное Филидором построение пешечиых фаланг чересчур запирало игру и сравнительно редко приводило к интересным осложнениям, а связи с этим передовые шахматисты XIX века и не последовали за Филидором».

Действительно, позиционные шахматы Филидора, их стратегию можно сравнить с шатранджем, где правила игры определяли медленное развитие событий и где, по-видимому, стратегия завоевания пешками пространства играла весьма существенную роль. Новые правила игры, введенные в XV-XVII веках, определили рождение современных шахмат - игры динамичной, с быстрым развертыванием боевых действий. Филидор же, казалось, возвращал игру в прошлое. Однако такое суждение о творчестве Филидора ошибочно! Со временем прогрессивные идеи Филидора стали находить признание.

Творчество Филидора оказало существенное влияние на развитие шахмат. Так, ещё в начале XIX века в Германии И. Кох выпустил учебник шахматной игры, в котором были изложены основные стратегические идеи Филидора и его творчеству уделено большое внимание ...

ИСКУССТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ

Во время заключительной части матча Стейниц - Ласкер 1894 года, проходившей в канадском городе Монреале, сотрудники местной газеты «Монреаль геральд» установили на фасаде здания. в котором происходила игра, огромную демонстрационную доску, освещённую электричеством. Необычное зрелище привлекло к месту проведения соревнования сотни людей, которые до того никогда не слышали о шахматах, но впоследствии сделались страстными их почитателями.
http://virginmuseum.ru/
Peter museum
http://petermuseum.narod.ru/
Mycrossof
http://mycrossof.narod.ru/ http://valenik.ru/Рейтинг@Mail.ru