Шестаков Ю.В. История борьбы за мировую корону
History of struggle for a world crown by Yury V. Shestakov

АДОЛЬФ АНДЕРСЕН

ШАХМАТНЫЙ КУДЕСНИК

Исполнилось сто лет со дня смерти Адольфа Андерсена, выдающегося немецкого шахматиста, победителя первых крупных международных соревнований, проводившихся в середине прошлого века. В историю шахматной культуры Андерсен вошёл как мастер громадной практической силы, как вдохновенный художник, создавший замечательные образцы шахматного искусства. Вот уже более века радуют и восхищают нас многие творения Андерсена. Широко известна его партия с Л. Кизерицким (Лондон, 1851), получившая название «бессмертной»; «вечнозелёной» назвали современники партию А. Андерсен - Ж. Дюфрень (Берлин, 1852). Вот что говорил М. Чигорин о «бессмертной» партии: «Каждый, прочтя её внимательно, заметит, с какой последовательностью, стройностью и основательностью ведена атака Андерсеном от начала до конца». А вот его мнение о поединке Андерсен-Дюфрень: «Одна из наиблестящих партий, когда-либо игранных знаменитыми игроками, и даже гениальным П. Морфи». В течение многих лет Андерсен признавался лучшим шахматистом мира. Вот что писал о нём В. Стейниц: «Это был величайший мастер. Его блестящий стиль, красота комбинаций и глубина мысли были замечательны». Основоположнику отечественной шахматной школы Чигорину были близки творческие взгляды Андерсена, его стремление к сложной, острой игре, постоянный поиск скрытых комбинационных путей, конкретный подход к оценке позиции. «Андерсен не нуждался ни в каких отвлечённых соображениях», - указывал русский чемпион. Исследовательские работы и комментарии немецкого мастера Чигорин характеризовал так: «Каждый предлагаемый им вариант представляет как бы законченную партию, интересно проведенную с более или менее глубокими комбинациями, которые вызывают и сложные и любопытные положения. Таковыми и должны быть, по моему мнению, главные варианты шахматного творческого анализа». Напомним читателям основные вехи жизни и спортивной биографии А. Андерсена. Он родился в Бреславле (ныне Вроцлав) 6 июля 1818, умер там же 13 марта 1879. С шахматами познакомился в детстве и сразу увлёкся ими. Много играл со своими друзьями, когда учился в гимназии, а затем в университете. В ту пору его очень интересовала композиция. В 1842 вышел его сборник «Задачи для шахматистов». Вот одна из составленных им задач:

Доска

Мат в четыре хода достигается после 1. Сh5 Кр:h5 2. Крg7 h6 3. Крf6 Крh4 4. Крg6. Комбинация, осуществлённая в задаче, получила название «Тема Андерсена». Чтобы избежать пата, белые перекрывают свою дальнобойную фигуру, а затем дают мат при помощи вскрытого шаха. В 1846 Андерсен приехал в Берлин для получения ученой степени и здесь встретился с многими сильными шахматистами. В дальнейшем Андерсен преподавал математику в своём родном городе, но, не имея здесь достаточно сильных соперников, регулярно выезжал в Берлин, а некоторое время и жил в столице. В 1851 Берлинское шахматное общество командировало молодого математика на первый международным турнир в Лондоне. Неожиданно, но заслуженно Андерсен стал победителем этого соревнования, открывшего новую эру в истории шахмат. Превосходство немецкого шахматиста было убедительно подтверждено, после того как лондонский клуб организовал в том же году турнир при участии девяти мастеров из разных стран. Первое место вновь занял Андерсен, выигравший 7 партий при одной ничьей. В 1858 организован матч между Л. Андерсеном и П. Морфи, приехавшим в Европу после блистательных побед в американских соревнованиях. Матч проводился в Париже. Борьба шла до семи выигрышей. Победил Морфи +7-2=2. Андерсен не искал оправданий своей неудаче и первым признал, что противник, безусловно, сильнее его. Вот что он писал после матча: «Играющий с Морфи должен оставить всякую надежду поймать его хотя бы на самую тонкую ловушку; он должен знать, что Морфи все видит совершенно ясно, что об ошибочном ход" с его стороны не может быть и речи». А Эм. Ласкер отмечал, что «в этом матче чародей Морфи победил другого чародея, Андерсена». Вскоре после матча Морфи навсегда оставил шахматы, и Андерсен вновь стал лидером шахматного мира. В 1861 он выиграл со счётом +4-32 трудный матч у выдвигавшегося венгерского мастера И. Колита. Летом 1862 в Лондоне был проведен второй международный турнир при 14 участниках. Набрав 12 очков, победу одержал Андерсен, снова продемонстрировав своё превосходство над всеми соперниками. Вот почему столь неожиданным оказался итог матча между Андерсеном и молодым Стейницем (Лондон. 1806). Никто не предполагал, что Стейниц сможет успешно выдержать этот трудный экзамен, но прогнозы оказались ошибочными. В матче, игравшемся до восьми побед, результат был +8-6=0 в пользу Стейница. Критики отмечали, что Андерсен, который был на 18 лет старше Стейница, не выдержал напряжения борьбы. Английский журнал «Chess World» писал: «Андерсен был побеждён потому, что время его, как матчевого игрока, прошло, отдельные партии он может вести так же хорошо, как и в былые времена, но у него уже нет выдержки и выносливости». Но скептики поторопились отправлять Андерсена «на пенсию». Он ещё не раз демонстрировал свой высокий класс. К числу выдающихся спортивных успехов Андерсена относится уверенная победа в матче с И. Цукертортом (Берлин, 1868) со счётом +8-3=1 и завоевание первого приза (11 очков из 10 возможных) на международном турнире в Бадеп-Бадене (1870), собравшем исключительно сильный состав. Вторым был Стейниц - 10 1/2, третье и четвёртое места разделили Блэкберн и Нейман - по 10 очков. Но, конечно, постепенно Андерсену становилось все труднее противостоять натиску новых сил. На международном турнире в Вене (1873) он был оттеснён от ведущих ролей. Соревнование было очень трудным и утомительным. 12 мастеров играли каждый с каждым матчи по три партии. Выигрыш такого матча оценивался в таблице результатов как очко, матч, сыгранный вничью, приносил пол-очка. Стейниц набрал 10 очков, столько же имел и Блэкберн, но в матче за первое место победил Стейниц. Андерсен был третьим. Упорная борьба в матче Андерсен - Паульсен (1876) дала перевес Паульсену - +5-4=1. Паульсен опередил прославленного чемпиона и на турнире в Лейпциге (1877), проводившемся в ознаменование 50-летия шахматной деятельности Андерсена. Вот результаты призёров: Паульсен - 9 очков, Андерсен и Цукорторт - по 8 1/2, Винавер - 7 1/2 очков. Скромный преподаватель математики Адольф Андерсен, бесспорно, один из величайших шахматистов в истории нашего искусства, на его творчестве учились и будут учиться миллионы любителей шахмат.

Юморинки

ХУДОЖНИК

«Мы горячо рекомендуем всем изучающим шахматное искусство проштудировать ряд партий Андерсена, потому что это не только доставит им огромное наслаждение, но и разовьёт у них, несомненно, способности к комбинациям».
Р. Рети.

Ничто в облике учителя гимназии Адольфа Андерсена не указывало на его природную одарёнкость и романтический пыл ума. Когда-то он был флегматичным долговязым подростком. С годами стал грузным, сутулым мужчиной с массивным подбородком и рано полысевшей головой. Больше всего на свете он боялся, казалось, официальных церемоний. Фрак сидел на нём мешковато, в манерах и нраве не было ничего светского. Нарушив этикет, он мог от души расхохотаться, но чаще всего демонстрировал свой добродушный, несколько грубоватый юмор в кругу друзей, к которым относился с сердечной простотой. Он родился 6 июля 1818 в Бреславле, где прожил всю жизнь. Там же и умер 13 марта 1879 от сердечной недостаточности, ставшей следствием малоподвижного образа жизни. Долгие годы он преподавал математику и немецкий язык в старших классах Фридрих-гимназии и, добившись со временем авторитета и признания, получил почётное звание профессора. Но только в шахматах Адольфу Андерсену было суждено обессмертить своё имя и доказать, что среди блестящего шахматного рыцарства Европы первая перчатка по праву сильнейшего принадлежит ему. Неистощимость фантазии и глубина идей отличали и композиции Андерсена, где он разработал ряд тем, названных впоследствии его именем. Вот одна из них.

Доска

1. Сh5! Кр:h5 2. Крg7 h6 3. Крf6 Крh4 4. Крg6Х.

Андерсен пользовался известностью как шахматный композитор, даже выпустил сборник задач. Но долгое время не считался шахматистом большой практической силы. Из его партий раннего периода до нас дошли лишь немногие, да и то большей частью проигранные им. Можно сказать, что талант великого шахматного сказочника развивался медленно. Однако его удивительная работоспособность и упорство в достижении цели выдвинули Андерсена в число ведущих немецких мастеров. Когда усилиями Г. Стаунтона в Лондоне был организован первый международный турнир, от Германии в нём играли Б. Горвиц, К. Майет и А. Андерсен, причём кандидатура последнего не казалась бесспорной. Андерсену, наряду с малоизвестными и довольно слабыми шахматистами Маклоу, Э. Кеннеди и Броуди, предназначалась роль аутсайдера, в то время как фавориты - Стаунтон, Кизерицкий и Левенталь - разыграют между собой финальную пульку. Действительность обманула многие ожидания.

Портрет В первом же круге Андерсен победил Ц. Кизерчицкого (+2-0=1), а во втором - Й. Сена (+4-2=0). И уж совершенно неожиданно дли патриотически настроенной английской публики он выиграл в третьем круге у Г. Стаунтона (+4-1=0). После такой победы финальный матч с В. Уэйвиллом (+4-2=1) выглядел несколько поблекшим, хотя именно он подвёл итог борьбы за I приз. Начав лондонский турнир рядовым мастером, Андерсен завершил его некоронованным чемпионом мира! Словно в сказке, в которой Золушка прошла через все испытания и добилась всеобщего признания, Адольф Андерсен с первой же попытки вошёл в круг избранных и стал кумиром публики. Отныне и навсегда за ним прочно укрепилась репутация романтика шахмат. Андерсен не привнёс в шахматы реформистских идей, как сделали это Стейниц и Морфи. Основываясь на общих принципах «старой школы», в каждой позиции он искал комбинацию, в чём не был оригинален, но находил и осуществлял её с такой неистощимой фантазией, какая была не под силу почти всем его современникам. Как писал Р. Рети, комбинации Андерсена «по своей глубине и не потускневшему доныне блеску принадлежат к перлам шахматного искусства».

К. МАЙЕТ - А. АНДЕРСЕН

Берлин, 1862

Доска

18...Кh5! 19. bc K:f4 20. Л:f4 Лd1+! 21. Лf1 Ф:g2 22. Ф:g2 Л:f1Х. Не всё, однако, в самобытном творчестве выдающегося немецкого мастера выдержало испытание временем. Подобно Рубинштейну, иногда не замечавшему за колоссальной длиной плана очевидного тактического опровержения, Адольф Андерсен, ослеплённый прелестью комбинации, мог пройти мимо более простого и ясного пути к победе. Неистовая вера в силу комбинации позволяла ему создавать шедевры и в то же время подавляла волю противника, не находившего правильной защиты. Как справедливо писал М. Чигорин, комментируя партию Андерсен-Кизерицкий (Лондон, 1851), «...каждый, прочтя её внимательно, заметит, с какой последовательностью, стройностью и основательностью ведена Андерсеном атака от начала до конца». Но сколько ошибок и просчётов противника обнаружили позднейшие аналитики в тени «бессмертной» партии! Пол Морфи мечтал о матче с Г. Стаунтоном. Но кумир английских шахматистов выдвинул вначале ряд специальных условий, а в дальнейшем от принципиальной встречи уклонился. Андерсен, имевший после лондонской победы большие основания блюсти свой авторитет, настаивал лишь на том, чтобы матч состоялся как можно скорее. Матч, который, по утверждению импресарио Морфи Ф. Эджа, должен был «сказочно обогатить шахматную сокровищницу», начался для Андерсена с победы в первой же партии. Приняв жертву пешки, он цепко защищался и сумел выиграть в сложном фигурном окончании. Вторая партия, проходившая с преимуществом Морфи, завершилась вничью. Перелом наступил 22 декабря 1858. В этот день Андерсен проиграл дважды, причём в третьей партии матча, ставшей печальной миниатюрой, он совершил грубый одноходовой просмотр.

П. МОРФИ - А. АНДЕРСЕН

Париж, 1858

Доска

Не заметив связки, чёрные сыграли 19...Лg8?? и сдались после 20. Л:е6! В дальнейшем Морфи стал выигрывать одну партию за другой, добиваясь преимущества в полуоткрытых началах и не давая фантазии соперника возможности проявиться в миттельшпиле. После чувствительных поражений в испанской партии Андерсен даже придумал экстравагантный ход 1. а2-а3?!, которым начал 6-ю, 8-ю и 10-ю партии. Соперники разыгрывали один и тот же вариант: 1. а3 е5 2. с4 Кf6 3. Кс3 d5 4. cd К:d5 5. е3 Се6 6. Kf3 Сd6 7. Се2 0-0 8. d4 К:с3 9. bс, дающий белым несколько лучшую игру. «Начало Андерсена» позволило его создателю добиться равенства (+1-1=1), что, учитывая общий катастрофический счёт матча (+2-7=2), было для немецкого шахматиста относительным успехом. На репутацию дебюта это, однако, не повлияло. Идея, предвосхищавшая лучшие традиции ультрамодернизма, так и осталась фантастичной. Как считал Капабланка, Морфи обладал совершенным стилем игры, был шахматистом будущего. Комбинационному дару Андерсена американец противопоставил хладнокровные, целеустремлённые маневры, основанные на ограничении и профилактике. В сложной же счётной игре, в том случае, если вызов был принят, Морфи не допустил ни одной серьезной ошибки, уверенно чувствуя себя и на «поле» соперника. Пришлось признать очевидное. В поединках с Морфи комбинационные бури были для Андерсена не смерчем, сметавшим вражеского короля, а игрой «ва-банк». Не случайно многие партии матча после упрощений решались в эндшпиле, где временные слабости в позиции Андерсена оказывались хроническими. Как писал несколько десятилетий спустя Г. Мароци, «победа Морфи была блестящая и полная. И сам Андерсен, не ссылаясь на какие-либо внешние неблагоприятные обстоятельства, честно и открыто признал превосходство соперника». Однако талант Андерсена, на долю которого, по выражению Рети, «выпала миссия открыть шахматному миру всю силу комбинации», возродился в полном блеске несколько лет спустя. В 1862, уже после отхода Морфи от шахмат, Андерсен вновь был первым на крупном международном турнире в Лондоне (+12-1=0), а в матчевых встречах победил Ж. Дюфреня (1860, +4-0=0) и И. Колиша (1861. +4-3=2), матч между ними в 1860 завершился вничью: +6-6=0. Комбинация была для него составным элементом не только атаки, но и защиты, даже, как это ни парадоксально звучит, средством позиционного маневрирования. Не так уж много найдётся шахматистов, которые смогли бы спасти позицию белых в следующей партии, где учитель встречался со своим учеником. Очевидно, что атака белых зашла в тупик. Чёрные имеют лишнее качество и угрожают разменом ферзей. И в этой-то безнадёжной позиции чёрные находят блестящий шанс: 1. Фg5 Фd2! 2. Kf5!! Ф:g5 3. Ке7+ Kрh8 4. К:g6+! Ф:g6 5. С:gб Лd2 6. Л:h7+, и ничья вечным шахом.

А. АНДЕРСЕН - И. ЦУКЕРТОРТ

Бреславль, 1862

Доска

С годами стиль Андерсена стал универсальным. Хотя атаку он по-прежнему проводил более виртуозно, чем защиту, он с успехом пользовался многими принципами позиционной школы игры, сформулированными позднее Вильгельмом Стейницем. Ещё при жизни Андерсена его «вечнозелёная» и «бессмертная» партии стали историей, блестящими откровениями прошлого, а победа на представительном Баден-Баденском турнире 1870 года (+10-4=2) отразила этот качественно новый этап в творчестве выдающегося немецкого мастера.

С. ВИНАВЕР - А. АНДЕРСЕН

Ваден-Баден, 1870
Испанская партия

1. е4 е5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 а6 4. Са4 Kf6 5. 0-0 К:е4 6. d4 b5 7. Сb3 d5 8. К:е5 К:е5 9. dе с6 10. Се3 Се7 11. f3 Кс5 12. с3 Сf5 13. Сс2 С:с2 14. ф:с2 0-0 15. f4 f6 16. еf Л:f6 17. Сd4 Лf7 18. Кd2 Кd7 19. Лае1 Сd6 20. д3 с5 21. Се3 Кf6 22. Кf3 Ле7 23. Фg2 Фb6 24. Сf2 Лае8 25. Л:е7 Л:е7 26. Лd1 b4 27. сb Ф:b4 28. Сe1 Фа4 29. b3 Фе8 30. фf1 Ле2 31. Лd2 Ле3 32. Лd3? С:f4! 33. gf Фg6+ 34. Крh1 Ф:d3 35. Ф:d3 Л:d3.

Белые сдались.

Вряд ли Стейниц кривил душой, когда однажды назвал Андерсена «величайшим мастером всех времён». При выборе - тогда ещё неофициальном - сильнейшего шахматиста мира общественное мнение было целиком на стороне Андерсена.

Законы времени были, конечно, неумолимы, но Стейниц, обыгравший уважаемого корифея, тогда ещё казался шахматном публике слишком молодым маэстро. Против ожидания матч (1866) прошёл в упорной борьбе и подарил сенсацию. Его сюжет оказался довольно любопытным и, возможно, ещё привлечёт внимание сторонников «теории биоритмов». Андерсен выиграл первую партию, но затем проиграл четыре подряд. Следующая серия из четырёх партий закончилась уже его победой. На финишной прямой счёт оказался равным - +6-6, но здесь, видимо, начался новый цикл Стейница, и он выиграл две решающие встречи. Ничьих не было!

Утратив репутацию сильнейшего, Андерсен тем не менее успешно выступил на турнирах в Вене (1873, 3-е место, +17-9=4) и Лейпциге (1877, 2-3-е места, +7-1=3), выиграл в 1868 матч и у Цукерторта (+8-3=1). Но, к сожалению, расцвет его таланта пришёлся на 50-60-е годы XIX столетия, когда шахматная жизнь Европы была гораздо беднее, чем десять-двадцать лет спустя. В моду входили крупные международные турниры с марафонской дистанцией, и в условиях ужесточившейся конкуренции противостоять напору молодых становилось всё труднее. Матчи с Л. Паульсеном (1862, +3-3=2; 1876, +4-5=1; 1877, +3-5=1) и И. Цукертортом (1871, +2-5=0), а также выступление в Париже (1878, 6-е место, +11-8=3) выявили серьезный недостаток Андерсена, усугублявшийся преклонным возрастом - отсутствие выдержки в затяжных эндшпилях. Однако упорный характер борьбы и, как и прежде, стабильность результатов позволяют утверждать, что Андерсен, даже пережив оптимальный период творчества, не знал крупных провалов.

Свой последний турнир он сыграл в 1878, за полгода до смерти. И завоевал почётный третий приз. Одно из виднейших мест принадлежит ему и в шахматной истории. Он, как и Стейниц, не был биографом шахмат. Он сам слагал её историю.

ТУРНИР - ПРЕМЬЕРА

К 130-ЛЕТИЮ I МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРНИРА

Как свидетельствуют многочисленные археологические раскопки и древние манускрипты, шахматам около двух тысяч лет. Но наиболее значительный скачок в развитии и распространении «царицы игр» сделан в последние два столетия. Бурное развитие промышленности, транспорта, печатного дела привело к увеличению международных контактов, улучшению культурных, а позже и спортивных связей между народами. И история международных шахматных соревнований начинается с этого периода.

Правда, из далёкого XVI века до нас дошли весьма скудные сведения о шахматном состязании в Мадриде: в 1575 при дворе испанского короля Филиппа II, как отзвук рыцарских ристалищ средневековья, был проведен «турнир» шахматистов. И хотя в этом соревновании приняло участие два итальянца и два испанца, по многим причинам его трудно назвать международным шахматным турниром в современном понимании,

Отсчёт международным турнирам ведётся от соревнования, состоявшегося 130 лет назад в Лондоне. Предыстория его такова. Летом 1851 в столице Англии намечалось проведение Всемирной выставки промышленности и искусства. У английских шахматистов возникла мысль организовать параллельно международный турнир. Инициатором этой идеи и главным, кто претворил её в жизнь, оказался сильнейший мастер Англии тех дней Говард Стаунтон (1810 - 74). Функции устроителя соревнования взял на себя Сен-Джорджский шахматный клуб. 8 февраля 1851 за подписью Стаунтона были разосланы приглашения. В них, в частности, говорилось: «Всем шахматистам чрезвычайно желательно решить на практике вопрос о сравнительной практической силе современных знаменитых игроков. С этой целью мы устраиваем турнир для всех желающих всех стран».

Для обеспечения финансовой стороны дела была проведена подписка (сбор пожертвований) в главных европейских столицах и многих английских городах. Предварительно намечалось участие более тридцати шахматистов, однако не все смогли принять приглашение, и турнир состоялся при участии 16 шахматистов, в том числе 6 зарубежных. Францию представлял Л. Кизерицкий (1806 - 53), Германию - А. Андерсен (1818 - 79), Б. Горвиц (1806 - 85) и К. Майет (1810 - 68), Венгрию - И. Левенталь (1810 - 76) и И. Сен (? - 1857). К сожалению, не смогли приехать в Лондон лучшие шахматисты России А. Петров (1794 - 1867), И. Шумов (1819 - 81), С. и Д. Урусовы (1827 - 97; 1830 - 1903), также получившие приглашение. Прибыл лишь К.Яниш (1813 - 72), но, увы, с опозданием, и турнир начался без него. В связи с большим недоездом иностранных участников представительной оказалась делегация хозяев, возглавляемая Г. Стаунтоном.

Для первого турнира была выбрана так называемая система с выбыванием. В первом круге посредством жребия (читайте: посредством слепого жребия!) было определено 8 пар участников, которые играли между собой микроматчи на большинство из трёх партий (ничьи не считались). Проигравшие выбыли из турнира, а 8 победителей во втором круге составили посредством жребия новые 4 пары. На этот раз игра шла на большинство из 7 встреч. В третьем круге были образованы две пары победителей и две пары побеждённых. В четвёртом, заключительном, круге были разыграны призы с I по VIII. Нечто похожее применяется в других видах спорта, например, в теннисе, футболе. Но что хорошо в соревнованиях по теннису или футболу, то оказалось не очень пригодным для шахмат. Во всяком случае, в шахматном мире такой способ определения победителя был раскритикован и международных турниров по подобной системе больше не проводили, пока в 1965 не применили её ... в VI соревнованиях претендентов. И вот уже шесть циклов (1965 - 81) кандидат на матч с чемпионом мира выявляется похожим способом... Бумеранг, запущенный более ста лет назад, возвратился! Но вернёмся в Лондон-1851. Турнир начался 26 мая и продолжался до 15 июля. Время на обдумывание ходов совершенно не ограничивалось, и некоторые партии длились по 10-15 часов без перерыва. А однажды партнёры, начавшие поединок днём, не смогли закончить своё сражение до глубокой ночи и заснули прямо у шахматной доски. Проснувшись утром, они продолжили выяснение отношений ... Особым долгодумпем во время игры отличался англичанин Э. Уильяме, которому даже удалось стать третьим призёром. Правда, как свидетельствуют шахматные историки, своих соперников он одолевал главным образом измором. Пока длились затяжные поединки, остальные участники не скучали. За время лондонского турнира они сыграли между собой немало тренировочных партий и матчей, которые порой оказывались гораздо интереснее официальных встреч.

А. Андерсен, исполнявший во время турнира также и обязанности корреспондента, так описывал турнирную обстановку в одном из своих сообщений журналу «Deutshe Schachzeitung»:

Портрет

Учитель из Бреславля АДОЛЬФ АНДЕРСЕН - победитель I международного турнира в Лондоне

«28 мая... в урну было положено 16 жребиев. На каждых двух из них стоял одинаковый номер; так, было два с номером 1, два с номером 2, и так до № 8. Игроки, вытянувшие одинаковые номера, играли между собой. Кроме того, половина жребиев была белого цвета, половина - жёлтого. Тот, кто вытягивал белый жребий, начинал игру в первой партии... На следующий день, 27 мая в 11 часов утра, началась борьба. Все 8 пар играют в зале Сен-Джорджского клуба. Особенного комфорта нет. Столы и стулья маленькие и низкие. Края больших досок торчат по обе стороны стола. Рядом с играющими всё свободное место занято секретарём, записывающим ходы; короче говоря, нет места, чтобы облокотиться и поддержать во время тяжелой борьбы полную забот голову. Впрочем, для английского шахматиста это удобство излишне. Прямой как свечка, сидит он на своём стуле, засунув оба больших пальца в карманы жилета, и прежде чем сделать ход, не двигаясь, смотрит на доску по полчаса. Сто раз вздохнет его партнёр, пока, наконец, решительным и быстрым движением англичанин сделает ход».

В те времена запись партии вели не сами участники, а специальные секретари. Жребий фактически определял не цвет фигур для партнёров (белые или чёрные), а кто первым начинает игру. Так, многие партии лондонского турнира, о чём свидетельствуют их тексты в турнирном сборнике, были начаты чёрными. Всего было сыграно 85 партий. Среди них не оказалось ни одной так называемой «гроссмейстерской ничьей». Любопытна дебютная статистика. Преобладали сицилианская защита (35), английское начало (21), французская защита (11). 6 раз игра была начата ходом 1. d4, 4 - ходом 1. f4. Открытые дебюты были разыграны 12 раз, в том числе испанская партия - 5.

ИЗБРАННЫЕ ПАРТИИ АНДЕРСЕНА

АНДЕРСЕН - ЛЕВЕНТЛЬ

Лондон, 1851

1. е4 e5 2. f4 ef 3. Сс4 b5 4. C:b5 Фh4+ 5. Кpf1 g5 6. Кс3 Сg7 7. d4 Кe7 8. Kf3 Фh5 9. h4 h6 10. e5 Kf5 11. Крg1. Kg3 12. Лh2 Фд6 13. Kd5 Kpd8 14. hg hg 15. Л:h8+ С:h8

Доска

16. К:g5 Ф:g5 17. С:f4 Фh4 18. C:g3 Ф:g3 19. Фh5 Фg7 20. Фh4+!

Чёрные сдались.

ЦУКЕРТОРТ - АНДЕРСЕН

Бреславль, 1866

1. e4 е5 2. Kf3 Кc6 3. Сс4 Сс5 4. b4 С:b4 5. с3 Сс5 6. d4 еd 7. 0-0 d6 8. cd Cb6 9. d5 Ка5 10. Cb2 Ке7 11. Сd3 0-0 12. Кс3 Кg6 13. Кe2 с5 14. Фd2 f6 15. Лас1 Cс7 16. Крh1 а6 17. Кfg1 b5 18. f4 Cb6 19. Кf3 Фе8 20. Сс3 b4 21. Са1 Сd7 22. f5 Ке5 23. Kf4 Лf7 24. Ке6 К:d3 25. Ф:d3 с4 26. Фe2 с3 27. g4 Cb5 28. Фg2 С:f1 29. Л:f1 Кс4 30. Фh3 Ке3 31. g5 К:f1 32. g6 h6 33. gf+ Ф:f7 34. Ф:f1 Фh5 35. h3 Лc8 36. Крg2 с2 37. Cb2 Кph7 38. Cc1 Лс3 39. Kf4 Фe8 40. Ке6 Сe3 41. С:e3 Л:e3 42. Фс1 Лe2+ 43. Крg3 h5 44. Kfd4 h4+ 45. Кр:h4 Лg2 46. К:с2 Фh8 47. Кf4 Крg8+ 48. Кh5 Лg5 49. Фd1 Фh6 50. Фf3 Лg1 51. Фf4 Фg5+ 52. Ф:g5 fgX.

С. РОЗЕНТАЛЬ - А. АНДЕРСЕН

Международный турник
Баден-Баден, 1870

1. e4 е5 2. Кf3 Кc6 3. сЗ f5 4. d4 fе 5. К:e5 Кf6 (хорошо здесь и 5... Фf6) 6. Сg5 Се7 (к уравнению шансов ведёт 6...Фе7) 7. Сb5 0-0 8. Фb3 d5 9. К:с6 bс 10. С:с6 Се6 11. С: а8 Ф:а8.

Чёрные, пожертвовав качество и пешку, рассчитывали на возможности получения сильной атаки. Однако при правильной защите белых этот расчёт мог не оправдаться.
12. Кd2? (следовало играть 12. Кa3! 12...Сd6 13. hЗ Кh5.
Теперь инициатива чёрных стала очень опасной, на 14. К:е4 они ответили бы 14.. .Лb8, например: 15. Фd1 dе 16. Ф:h5 Сс4.
В случае 14. 0-0 хорошо 14. . .Фе8. 14. Се3 Кf4 15. С:f4 С:f4 16. 0-0-0.
Упорнее 16. Кf1. Взятие на е4 - 16. К:с4 опровергалось путём 16...Фе8. 16.. .а5 17. а3? (необходимо было 17. а4) 17...а4 18. Фа2 Фа6 19. Лhе1 с5!

Доска

Теперь наступление чёрных стремительно развивается. Плохо 20. dс ввиду 20...d4. 20. с4 cd 21. Крb1 (или 21. cd Фd3!) 21...dс 22. Л:е4 С?5 23. Кра1 С:d2 24. Л:d4 Се6! 25. Л4:d2 с3 26. Лd6 (или 26. Лd5 с2 27. Лс1 Фс6 и т.д.) 26.. .Ф:d6 27. Л:d6 С:а2 28. Кр:а2 Л:f2 29. Крb1 Л:b2 30. Кра1 Л: g2 31. Лc6 Лg3 32. h4 h5 33. Крb1 Лg4.
Белые сдались.

И. СЕН - А. АНДЕРСЕН

1. e4 e5 2. d4 cd 3. Кf3 Кc6 4. К:d4 e6 5. Ce3 (лучше 5. Кe3) 5...Кf6 6. Сd3 (и здесь надо играть 6. Кс3) 6...Сe7 7. 0-0 0-0 8. e3 d5 (чёрные получили превосходную позицию) 9. К:c6 (сильнее 9. Кd2) 9... bc 10. е5 Ке8 11. f4 f5 12. Кd2 с5 13. g4 g6 14. g5.

Запирая королевский фланг, белые разряжают напряжение и обрекают себя па пассивную оборону, логичнее 14. Фе2. 14...Кс7 15. h4 Сb7 16. Кf3.
После 16. h5 Крg7 вскрытие линии «h» будет выгодно чёрным. 16...Фd7 17. Крf2 Фc6 18. Се2 Лаd8 19. Фc2.
У белых уже трудная позиция, ход в партии даёт возможность противнику организовать прорыв в центре. 19...d4! 20. cd.
Приходится, если 20. Сd2, то решает 20. d3. 20 ...cd 21. К:d4 Фg2 22. Кре1 Сb4 23. Сd2.
Плохо и 23. Крd1 ввиду 23...Крd...) 23...Л:d4 24. С:b4 Л:b4 25. Ф:с7 Лe4 26. Лf2 Фg1 27. Лf1 Фg3 28. Крd1 Л:e2! 29. Кр:е2 Са6 30. Крd2 Фd3.
Белые сдались.

А. АНДЕРСЕН - П. МОРФИ

1. а3 e5 2. с4 Кf6 3. Кс3 d5 4. cd К:d5 5. e3 Се6 6. Кf3 Сd6 (лучше было 6...Кc6) 7. Се2 0-0 8. 0-0 К:с3 9. bс f5 10. d4 e4 11. Кd2 Лf6 12. f4 Лh6 (ладья здесь стоит плохо) 13. g3.

В целях защиты и контратаки лучше было 13. Лf2 и 14. Кf1.
13...Кd7 14. Кс4.
Заслуживало внимания и 14. с4.
14...С:с4.
Иначе конь займёт на е5 сильную позицию.
15. С:с4 Крh8 16. Ла2 Фe7 17. а4 Кf6 18. Фb3 b6 19. Се6.
Чтобы вызвать продвижение д7 - д6, запирающее ладью.
19...Ле8! 20. Сe4.
Ошибочно 20. С:f5 ввиду 20...g6, но лучше было бы 20. d5.
20...Кg4 21. Лg2 Лh8 22. Ce2 Кf6 23. с4 с6 24. Сb2 Фf7 25. Фc2 (грозило 25...b5) 25...Се7 26. СсЗ Лg8 27 Ла1 g5 28. fg Л:g5 29. a5 Сd6 30. ab аb 31. Ла8.
Андерсен, подготовляя переход в лучший эндшпиль, упускает сильное продолжение 31. c5!

31...Лg8 32. Фa4 Л:a8 33.Ф:a8 Фe8 34. Ф:e8 (лучше 34. Фb7) 34... К:е8 35. c5 Сс7 36. Сс4! Крg7 37. сb.

Этот размен облегчает защиту чёрных, тогда как 37. d5 удерживало большое преимущество.
37...С:b6 38. Лb2 Cc7 39. Лb7 Крf6 40. Сb4 Лg6 41. Сf8 h5 42. Крf2 h4.
Единственная возможность сообщить своим фигурам активность.
43. gh Лg4 44. h5 Лh4 45. h6 Л:h2 46. Крg1 Лh3 47. Сf1.
Косвенная защита пешки e3, после 47...Л:e3 выигрывает продвижение пешки «h>.
47...Л:g3 48. Крf2 Лg4 49. Cc4 Лh4 50. Cg8 Сd6 51. С:d6 К:d6 52. Лd7 Кe8 53. h7 Крg5 54. Ле7 Кd6 55. Ле6 Кc4 56. Л:с6 Кd2 57. Крe2 Лh2 58. Крd1 Кf3.
Ещё большие трудности возникали у белых при 58...Кf1 59. Лс3 f4.

Доска

59. Лс7 Крg6 60. d5 f4 61. ef е3 62. Ле7 е2.
Выигрывает качество, но уже не спасает партии.
63. Л:е2 Лh1 64. Крс2 Кd4 65. Крd2 К:е2 66. Кр:е2 Крg7.
На 66...Крf5 могло последовать 67. d6 Крf6 68. Крe3 Лh3 69. Кре4 Лh5 70. f5 Лh1. 71. Крd5 Кр:а5 72. d7 и т. д.
67. Кре3 Лe1 68. Крd4 Лf1 69. Кре5 Ле1 70. Крf5 Лd1 71. Сe6 Лd4 (или 71...Кр:h7 72. Крf6) 72. Крe5 Лd1 73. f5 Лh1 74. f6 Кр:h7 75. Крd6 Ла1 76. Крe7 Ла7 77. Сd7.
Чёрные сдались.

АНДЕРСЕН - СТАУНТОН

I Международный турнир
Лондон, 1851

1. e4 e6 2. d4 g6 3. Сd3 Сg7 4. Сe3 с5 5. с3 cd 6. сd Фb6 7. Ке2 Ф:b2 8. Кbс3 Фb6 9. Лс1 Ка6 10. Кb5 Сf8 11. 0-0 d6 12. d5 Фа5 13. Сd4 е5 14. Сс3 Фd8 15. f4 f6 16. fе fе 17. Фа4 Сd7 18. Сb4 Кh6 19. Крh1 Кf7 20. Фа3 Кс5 21. К:d6+ С:d6 22. С:с5 С:с5 23. Ф:с5 Фe7 24. Фc7 Кd6 25. Фа5 h5 26. Лс7 Лf8 27. Лfc1 a6 28. Кd4 Лс8 29. Кe6 Л:с7 30. Л:с7 Лf7 31. Фb6 Лf6 32. h3 g5 33. Фb2 Кb5 34. С:b5 аb 35. Ф:е5 h4 36. Л:b7 Лf1+ 37. Крh2 Фf6 38. Лb8+ Кре7 39. d6+ Крf7 40. Лf8+ Крg6 41. Л:f6+ Л:f6 42. Ф:g5+ Крf7 43. Фg7+ Кр:e6 44. Фе7х.

Портрет

А. Андерсен

АНДЕРСЕН - МОРФИ

Париж, 1858

1. e4 e5 2. f4 ef 3. Кf3 f5 4. h4 g4 5. Кe5 Кf6 6. К:g4 d5 7. К:f6+ Ф:f6 8. Фe2 Сd6 9. Кс3 с6 10. d4 Ф:d4 11. Сd2 Лg8 12. еd+ Крd8.

Доска

13. 0-0-0 Сg4 14. Фe4 Ф:е4 15. К:е4 С:d1 16. К:d6 Ch5 17. C:f4 cd 18. К:b7+ Крe7 19. Сb5 Л:д2 20. Лe1+ Крf6 21. Лe8 Сg6 22. Кd6 Кc6 23. Л:а8 Л:с2+ 24. Крd1 Кd1 25. Лe8 Ch5+ 26 Кре1 Кf3+ 27. Крf1 Л:b2 28. Ce2 Л:a2 29. Cg5+ К:g5 30. hg+ Кр:g5 31. Лe5+ Крf6 32. Л:h5.

Чёрные сдались.

Товары для мужчин

ФАЛЬКБЕЕР - АНДЕРСЕН

Берлин, 1851

1. e4 e5 2. Kf3 Кc6 3. с3 d5 4. Cb5 de 5. К:e5 Фd5 6. Фа4 Ке7 7. f4 еf 8. К:f3 Сd7 9. 0-0 0-0-0 10 d4 Фh5 11. Cf4 Крb8 12. Се2 Кd5 13. Cd2 Cd6 14. Фd1 Kf4 15. С:f4 С:f4 16. Кbd2.

Доска

16...Кe5 17. de Cc6 18. h3 Сe3+ 19. Kph2 С:f3 20. С:f3 Ф:e5+ 21. Крh1 Л:d2 22. Фb3 Cb6 23. Ф:f7 Лhd8 24. Лаe1 Фg3 25. b4 c6 26. Лe8 Cc7 27. Л:d8+ Л:d8 28. Крg1. Фh2+ 29. Крf2 Cb6+ 30. Кhe1 Фg3+ 31. Kpe2 Фe5+ 32. Сe4 Ф:e4x.

№ 146. Сицилианская защита

СЕН - АНДЕРСЕН
I Международный турнир,
Лондон,1851

I. e4 c5 2. Кf3 Кc6 3. Kс3 e6 4. Cс4 а6 5. a4 Кge7 6. Фe2 Кh6 7. d3 Сe7 8. Сe3 0-0 9. 0-0 f5 10. ef Л:f5 11. Кb1 b6 12. с3 Cb7 13. Kbd2 Фс7 14. d4 Kf4 15. Фd1 Лаf8 16. dc bс 17. С:f4 Ф:f4 18. Ле1 Ке5 19. Се2 Лg5 20. Крf1 Кg4 21. h4 Фh2 22. Сс4 Фh1+ 23. Кpe2 Ф:g2 24. К:g5 С:g5 25. hg Ф:f2+ 26. Крd3 Фf5+ 27. Kpe2 Фe5+ 28. Крd3 Kf2+ 29. Крс2 Фf5+ 30. Крb3 К:d1 31. Ла:d1 Ф:g5 32. Cd3 Лf2 33. Кe4 с4+ 34. Кра2 С:е4 35. С:е4 Фа5 36. Ла1 Ф:с3.

Белые сдались.

СТЕЙНИЦ - АНДЕРСЕН

Матч, 1866

1. e4 e5 2. f4 ef 3. Кf3 g5 4. Сс4 g4 5. Кe5 Фh4+ 6. Крf1 Кh6 7. d4 d6 8. Кd3 f3 9. g3 Фe7 10. Kc3 Ce6 11. d5 Сс8 12. e5 dе 13. К:е5 Ф:e5 14. Cf4 Фд7 15. Кb5 Сd6 16. Фе1+ Крd8 17. С:d6 сd 18. Фb4 Kf5 19. Сd3 Ка6 20. Фа3 Кс5

Доска

21. С:f5 Фh6 22. Cd3 Лe8 23. h4 Фd2 24. Лg1 Ле2. Белые сдались.

АНДЕРСЕН - СТЕЙНИЦ

II Международный турнир
Лондон, 1862

1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cb5 Kf6 4. 0-0 К:e4 5. d4 Сe7 6. d5 Кb8 7. К:e5 0-0 8. Лe1 Kf6 9. Kc3 d6 10. Kf3 с6 11. Са4 Cg4 12. Фe2 С:f3 13. gf Лfе8 14. Cg5 b5 15. С:f6 gf 16. dс bа 17. с7 Фd7 18. СbФ Ла:b8 19. Кd5 Крf8 20. Фe3 Крg7 21. К:e7 Лb5 22. Кf5+ Л:f5 23. Фd3 Лее5 24. Кph1 Лf4 25. Лg1+ Лд5 26. Лд3 Фf5 27. Ф:f5 Л:f5 28. Лаd1 Лb5 29. b3 аb 30. аb Лс5 31. с4 Лc6 32. f4 Лg6 33. f5 Лg5 34. f4 Л:g3 35. hg Лс5 36. Л:d6 Л:f5 37. b4 h5 38. Ла6 h4 39. Kpg2'hg 40. Кp:g3 Лh5 41. Л:а7 Лh8 42. Лс7.

Чёрные сдались.
http://virginmuseum.ru/
Peter museum
http://petermuseum.narod.ru/
Mycrossof
http://mycrossof.narod.ru/ http://valenik.ru/Рейтинг@Mail.ru