Шестаков Ю.В. История борьбы за мировую корону
History of struggle for a world crown by Yury V. Shestakov
ГУСТАВ НОЙМАН
К 150-летию со дня рождения Густава Ноймана
Среди выдающихся мастеров середины прошлого века незаслуженно забытым оказался Густав Нойман, который, конечно же, входил в элиту как по спортивным результатам, так и по уровню мастерства.
Забвение этого шахматиста столь глубоко, что для некоторых само имя кажется новым.
Суммарный результат - 80 процентов! (У П. Морфи этот показатель равен 78,8 процента).
Спортивные результаты Ноймана фантастичны, и перефразируя В. Высоцкого, можно сказать, что «он всё-таки был наверху и его не спихнуть с высоты».
Но шахматы не только спорт.
«Для меня, например, не имеет значения, был или не был шахматист чемпионом мира, - говорил Тигран Петросян, - главное, чтобы он оставил после себя замечательные партии».
В творчестве Густава Рихарда Людвига Ноймана (15 декабря 1838 - 16 февраля 1881) было много таких партий.
Э. ШАЛЛОПП - Г. НОЙМАН
Берлин, 1863
(Без пешки f7)
1. е4 с5.
Этот ход П. Морфи осуждал, хотя так играл ещё А. Филидор.
2. Фh5+ g6 3. Ф:с5 Кс6 4. f4.
Здесь Морфи рекомендовал 4. Фс4, а Андерсен и Нойман 4. е5 - подобное сопоставление наглядно показывает, сколь различны шахматные мировоззрения мастеров прошлого.
4... е5 5. Фf2 Кf6 6. d3.
Лучше 6. Кс3 с угроэой Сf1-с4.
6...d5 7. еd Ф:d5 8. Кс3 Сb4 9. fе.
Лучше немедленное 9. Сd2.
9...Кg4 10. Фе2 0-0 11. Кf3 Kg:е5 12. К:е5.
Если 12. Сd2 С:с3 13. С:с3 К:f3+ 14. gf, то 14... Сg4! с неотразимыми угрозами.
12...К:е5 13. Сd2 С: с3 14. С:с3.
14...Сg4! 15. Фd2 (15. Ф:е5 Лае8, или 15. Фе4 К:d3+ и затем Ла8-е8).
15...К:d3+!
Белые сдались.
Изящная миниатюра.
Необходимо подчеркнуть, что белыми играл не какой-нибудь «пижон», а тот самый Эмиль Шаллопп, который уже тогда играл на равных с Андерсеном и Колишем, и в дальнейшем стал известным маэстро.
Успешно давать фору мастерам под силу только выдающимся шахматистам; прославился на этом поприще Пол Морфи, теперь Нойман, и неудивительно, что вскоре он встретился с Адольфом Андерсеном.
Г. НОЙМАН - А.АНДЕРСЕН
Берлин, 1864
Испанская партия
1. е4 е5 2. Kf3 Кс6 3. Сb5 Кf6.
В 1864 - 66 Нойман сыграл с Андерсеном около сотни лёгких партий, и каждая из них представляет интерес.
Игра в этих партиях носила более теоретический, нежели спортивный характер.
Партнёры брали какой-нибудь вариант играли им несколько партий и затем с совместными анализами публиковали в «Новой Берлинской газете».
Эти усилия высоко оценены шахматным миром.
Так, вариант испанской партии 3...Кf6 назван Берлинской защитой именно в честь берлинских мастеров, и в первую очередь Андерсена и Ноймана, которые внесли много идей как за белых, так и за чёрных.
4. 0-0 К:е4 5. d4 Се7 6.
Фе2 Кd6 7. С:c6 bс 8. de
Кb7 9. Се3 0-0 10. Лd1
Фе8 11. Кс3 Кd8 12. Кd4
d5 13. f4 Ке6 14. Кf5 Сb4 15. Кg.
Любопытный момент.
Партия примерно равна и белые провоцируют ход 15...а4, что вроде бы к выгоде чёрных, но следует 16. Л:d4 - позиционная жертва качества, являющаяся в наше время повседневностью, а в ту пору - маленьким чудом.
16...К:d4 17. С:d4 а5 18.
Ксе4 с5 19. К:с5 Фc6 20.
Фf2 Лd8 21. с3 С:с5 22.
С;с5 Сb7 23. Сd4 Фd5
24. Кf5 Лd7 25. К:g7!
Опять корректная комбинация 25...Ф:g2+ (25... Кр:g7 26. е6+ или 25...с5 26. Кh5. Андерсен, Нойман)
26. Ф:g2 С:g2 27. Кр:g2 Кр:g7 28. е6+ Л:d4 29. cd fе с перевесом у белых.
Берлинская защита актуальна и в наши дни.
3. ЛАНКА - В. МАЛАНЮК
Одесса, 1988
Испанская партия
1. е4 е5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 Кf6 4. 0-0 Сс5 5. с3 К:е4 6. d4 еd 7. сd Сe7 8.d5 Kd6.
К этой интересной позиции мы ещё вернемся.
9. Са4 Ка5 10. Сf4 0-0
11. Кbd2 - сомнительный план, так как после 11...b5 12. С:d6 С:d6 13. С:b5 Лb8 чёрные перехватывают инициативу.
Поэтому заслуживал внимания план с ходом 11. Кс3.
Когда заходит речь о мастерах прошлого, невольно возникает вопрос - сильней ли они нынешних?
Когда Р. Фишер говорит, что П. Морфи сильнее, можно и не поверить, ведь неопровержимых доказательств нет.
Пока нет.
Этот же вопрос можно поставить иначе: существует ли прогресс в нашем постижении шахматных тайн?
Вряд ли можно отнести к прогрессу количество современных мастеров или толщину дебютных справочников.
Другое дело качество партий; если ориентироваться на мизерное количество партий старых мастеров в современных учебниках и энциклопедиях, то прогресс, похоже, огромен.
Однако находятся и другие примеры.
Для начала разберём две партии прошлого века.
Г. НОЙМАН - Б. ГУРЕЦКИ-КОРНИЦ
1863
Итальянская партия
1. е4 е5 2. Кf3 Кc6 3. Сс4
Сс5 4. с3 Кf6 5. d4 еd 6. 0-0.
Андерсен и Нойман считают этот ход авантюрой.
6...К:е4 7. сd Сe7 (ошибка, лучше 7...d5 - Андерсен, Нойман)
8. d5 Кb8.
Если 8...Кd6, то возникает позиция, сходная с предыдущей.
Маленькое отличие (дислокация слона) существенно влияет на оценку - если «породистого» испанского слона следует уберегать от размена 9. Сb5-а4, то итальянского не жалко: 9. dс К:с4 10. Фd4 с атакой у белых.
Поэтому перспективней было 8...Ка5 9. Са3 Кf6.
9. Лe1 Кd6 (Лучше 9...Кf6)
10. Сb3 0-0 11. Кс3 Ке8
12. d6! cd.
«Если 12...К:d6 13. Л:е7 Ф:е7 14. Сg5 Фе8, то 15. фd3 с угрозой Ле1, или 12...С:d6 13. Сg5 Kf6 14. Кd5 Кc6 (14...с6 15. К:f6 gf 16. Ф:d6 fg 17. Ле7) 15. Кd4 Сe5 16. Кf5 d6 17. Л:е5 dе 18. К:g7 с преимуществом».
Андерсен, Нойман.
13. Л:е7 Ф:е7 14. Сg5
Кf6 15. Кd5 Фd8 16. Фd4
Кс6 17. Фh4, чёрные сдались.
С. ФРОМ - Г. НОЙМАН
Париж, 1867
Итальянская партия
Любопытна дебютная перепалка двух теоретиков своего времени.
1. е4 е5 2. d4 еd пока центральный дебют.
3. Сс4 Ксв
4. Кf3, затем шотландская партия 4.. .Сс5 5. с3 Кf6 6. 0-0.
Удивительно.
М.-С. Фром, конечно же, должен был знать о предыдущей партии, и, избирая рискованное продолжение без подготовки усиления, похоже блефовал.
6...К:е4 7. cd d5!
Согласно собственной рекомендации.
8. Ле1?
Лучше 8. dс dс 9. Ф:d8 Кр:d8 10. Лd1+ Сd7, как в партии Хонфи - Сакс, Венгрия, 1970.
8...Се7! 9. Сd3 f5 10. Ке5 0-0.
«Безопасность прежде всего. Плохо было 10...К:d4 11. Фа4+ Кс6 12. К:с6 Фd7 из-за 13. Сb5». С. Тартаковер.
11. К:с6 bс 12. Фе2 (упорнее немедленное f2-f3)
12...Сd6 13. f3 Фh4 14. g3 K:g3 15. hg Ф:g3+ 16. Крh1 Сd7 17. Се3 Лf6 18. Лf1 Лg6.
Белые сдались.
Эти две партии, важные для оценки варианта с ходом 6. 0-0, не попали в «Хандбух» П. Бильгера и Т. Лазы под редакцией К. Шлехтера (1916 г.), и вот к чему это привело.
В последнее время интерес к итальянской партии стал возрастать, вариант с ходом 6. 0-0 был открыт вновь, но многие шахматисты оказались к этому не готовы.
И хотя наш хвастливый век любит твердить о возросшем уровне защиты, однако следующие партии (даже по переписке!) свидетельствуют о противоположном.
Я. ЭСТРИН - С. ЛЕТИЧ
по переписке, 1967 - 69
6...d5? 7. еd К:d5 8.
Ле1+ Се6 9. Кg5 0-0 10.
Фd3 g6 11. Л:е6 fе 12.
Фh3 Фе7 13. Ф:е6+ Ф:е6
14, К:е6 с разгромом.
Я. ЭСТРИН - А. КОРЕЛОВ
Ленинград, 1970
6...d3? 7. b4 Сb6 8. а4 а6
9. е5 d5 10. С:d3 Ке4 11.
Фc2 Сf5 12. Са3 Сg6 13.
Кbd2 К:d2 14. Ф:d2 Се4
15. b5 аb 16. С:b5 С:f3
17. gf Фd7 18. Сb4 0-0-0
19. а5 Са7 20. а6 b6, и чёрные по сути дела без фигуры.
Б. ШТЕЙН - К. ЛАНГЕВЕГ
Пловдив, 1983
6...К:е4 7. cd Се7? 8. d5
Кb8 9. Ле1 Кd6 10. Сd3
0-0 11. Кс3 Ке8 12. d6 cd
13. С:h7+ Кр:h7 14. Л:е7
Ф:е7 15. Кd5!, и чёрные сдались.
Эти примеры показывают, сколь пагубно забвение классического наследия.
|
- Все официальные соревнования Г. Ноймана
|
|
| Место | Выигрыш | Проигрыш | Ничья
|
|
|
|
|
|
|
| Турнир
|
|
|
|
|
|
|
| 1865 Берлин | 1 | 34 | - | -
| 1865 Эберфельд | 1 | 3 | - | -
| 1867 Париж | 4 | 17 | 3 | 4
| 1867 Данди | 1 | 7 | 1 | 1
| 1870 Баден-Баден | 3-4 | 9 | 5 | 2
| 1870 Альтона | 2 | 3 | - | 2
|
|
|
|
|
|
|
| Матч
|
|
|
|
|
|
|
| 1863 Берлин Б. ГУРЕЦКИ-КОРНИЦ | | 4 | 1 | - |
| 1864 Берлин Л. ПАУЛЬСЕН | | 2 | 5 | 3 |
| 1867 Париж А. ГОЛЬМАЙО | | 3 | - | - |
| 1867 Париж С. ВИНАВЕР | | 3 | - | - |
| 1869 Париж С. РОЗЕНТАЛЬ | | 3 | 2 | 1 |
| 1869 Париж С. РОЗЕНТАЛЬ | | 4 | 1 | 1 |
| 1869 Париж С. РОЗЕНТАПЬ | | 5 | - | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Ещё один пример.
Г. НОЙМАН - С. ЛОЙД
Париж, 1867
Гамбит Эванса
1. е4 е5 2. Кf3 Кс6 3. Сc4
Сс5 4. b4 С:b4 5. е3 Са5
6. d4 еd 7. 0-0 Кge7.
В прошлом веке к этому ходу ставили вопросительный знак, а в некоторых современных справочниках... восклицательный.
Кто прав?
Полагаю, что переоценка произошла не благодаря какому-то новому анализу, а из-за недоразумения, в основе которого лежит забвение классического наследия.
Здесь белые располагают двумя солидными возражениями:
8. Кg5 d5 9. еd Ке5 10.
Сb3! - рекомендация Андерсена и продолжение в партии
8. cd d5 9. ed К:d5 10. Са3! Се6 11. Кbd2 С:d2 12. Ф:d2 Фf6 13. Сb5 Ке7.
Теперь следует комбинация, столь же красивая, сколь и безупречная.
14. d5! 0-0-0
15. С:е7 К:е7 16. Фа5
Л:d5 17. Ф:а7 Л:b5 18.
Фа8+ Крd7 19. Ф:h8.
У белых лишнее качество и позиционный перевес.
19...Сg4 20. Лаd1+ Кd5 (или 20...Лd5 21. Ф:h7 С:f3 22. Фh3+)
21. Лfе1 С:f3
22. Фе8+ Крd6 23. Ф:b5, и белые выиграли.
Существует ошибочное утверждение, что Эм. Ласкер был первый, кто понял значимость психологических факторов.
Во-первых, значимость психологических факторов в любых сферах человеческой деятельности, была понята задолго до изобретения шахмат.
Во-вторых, да, Эм. Ласкер имел превосходство над соперниками в области психологии, но и тут он не был первым.
Фантастические результаты П. Морфи и Г. Ноймана объясняются не только шахматной силой, но и превосходством в психологии.
(Кстати, и они не были первыми, перечитайте хотя бы «Рассказы из жизни шахматных игроков» А. Петрова).
После турнира в Париже Нойман выигрывает матчи у Гольмайо и Винавера с «сухим» счётом 3 : 0 (лишь через 104 года этот рекорд превзойдён Р. Фишером, который выиграл два матча со счётом 6:0).
ВИНАВЕР - Г. НОЙМАН
Первая партия матча, 1867
Испанская партия
1. е4 е5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 Кf6 4. 0-0 К:е4 5. Ле1.
И в те времена, как и сегодня, принципиальным считалось 8. d4, но как и в наше время, ведущие мастера не всегда избирали принципиальные продолжения.
5...Лв6 6. С:с6.
Лучшее продолжение 6. К:е5, разумеется, было известно Винаверу, но он, похоже, сознательно идёт на малоисследованную позицию.
6...dс 7. К:е5 Се7 8. h3.
Необязательный ход.
Обычной реакцией на подобную игру в те времена была активность, подчас чрезмерная, чем прекрасно пользовался Винавер.
Однако Нойман избирает план на уравнение.
8...0-0 9. d4 Се6 10. b3
Кf5 11. Сb2 с5 12. dс Ф:d1
13. Л:d1 С:с5 14, Кd3
Сd4 15. с3 Сf6 16. Кd2 Лаd8.
Здесь, пожалуй, заслуживало внимания 16...g6, но Нойман демонстративно играет на ничью.
17. Ке4 Се7 18. Кf4 Сd7 19. с4
(или 19. Кd5 Сс6) 19...Сc6
20. Ле1 Сb4 21. Сс3 С:с3
22. К:с3 Лfе8.
Осталось сыграть 23. Лаd1 и предложить ничью.
23. Кfd5 С:d5 24. cd - весьма характерный для творчества Винавера приём, почувствовав, что соперник играет на ничью, варшавский кудесник сознательно создавал себе слабость (в данном случае - «изолятор») - неожиданность подобных поворотов обычно порождала встречные ошибки.
Но дальнейшая блестящая игра Ноймана показынает, что он ожидал этот момент.
24...Кd6!! - своевременндя блокада.
Винавер не останавливается и создаёт себе ещё одну слабость 25. Ле3.
Подобные ходы следует сопровождать вопросительным знаком, но здесь это не ошибка, а стиль игры; и о достоинствах и недостатках этого стиля следует судить не по одной партии. ...
25...Л:е3 26. fe f5!!
И вторая слабая пешка зафиксирована.
Подумать только - эта партия взята из середины прошлого века, а современные учебники утверждают. что виртуозная позиционная игра сформировалась только в XX веке.
Теперь Нойман демонстрирует высочайшую эндшпильную технику.
27. Лс1 Лd7 28. Крf2 Крf7
29. Крf3 Крf6 30. g4 g6
31. Крf4! g5+1 (захват пункта е5) 32. Крf3 fg+
33 hg Кре5 34. Лh1 Лf7+
35. Кре2 Ке4! (вынуждая размен коней) 36. К:е4
Кр:е4 37. Лd1 Лd7 38.
Лd4 + Кре5 39. Лb4 b6 40.
Ла4 а5 41. е4 Крf4 42. Лс4 b5!
Борьба за центр важнее выигрыша пешки.
43. Лс5.
Если 43. Лd4, то 43... с5 и теряется пешка е.
43...Кр:е4.
Эта пешка ценнее.
44. Л:b5 (или 44. d6 сd 45. Л:g5 d5 и т. д.)
44...Л:d5 45. Лb8 Крf4 46. Лh8
Лd7 47. Ла8 Кр:g4 48. Л:а5 h5.
Белые сдались.
Г. НОЙМАН - Ж. ДЮФРЕНЬ
1863
1. Ф:g6+! fg 2. С:f8Х.
Г. НОЙМАН - П. РИТТЕР
1863
1. Л:d6 cd 2. Ф:d6+ Крf7 3. Ле7+ Крf8 4. Ле5+ Крf7 5. Фе6+ Крf8 6. Лf5+.
Чёрные сдались.
Г. НОЙМАН - И. ЦУКЕРТОРТ
1864
1. Кg5! Чёрные сдались.
Г. НОЙМАН - Р. ХЕНОХ
1. Фg4+ Фg7 2. Фh5 Фg6 3. Фd5+ Фе6 4. Фg5+ Фg6 5. Фe7.
Чёрные сдались.