Шестаков Ю.В. История борьбы за мировую корону
History of struggle for a world crown by Yury V. Shestakov

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ

КЛАССИК

Фигуры

«Среди русских шахматистов нет имени, которое пользовалось бы большей известностью, чем имя Александра Дмитриевича Петрова». Эти слова были сказаны М.И.Чигориным четырнадцать лет спустя после смерти Петрова (1794 - 1867) - первого мастера России, который своей многогранной деятельностью в огромной степени способствовал зарождению отечественной шахматной школы и её международному признанию.

Полвека сильнейший

- Получай от меня, Александрушка, в подарок шахматы! - торжественно произнёс Иван Алексеевич Соколов, дед А.Д.Петрова, болыпой любитель шахмат, один из лучших игроков Санкт-Петербурга. И добавил, обращаясь к зятю: - Смотри, Дмитрий, чтобы не пылилась зря доска-то, обучай парня сызмальства. Может, и выйдет толк!

Примерно так говорил дед маленькому Саше Петрову, судя по воспоминаниям А.Д.Петрова («Краткий очерк моей шахматной жизни» (1860 г.).

Александру Петрову было тогда четыре года. И очень скоро шахматы стали его любимым занятием. В 10 лет он, обыграв своих старших товарищей, почувствовал себя столь же сильным «в шахматах, как Наполеон на поле битвы»... Серьёзным испытанием стали для него встречи с дедом. Вот что писал Петров впоследствии о своей первой игре с ним:

«Мне было тогда двенадцать лет. Я шел на экзамен, как на великое дело, и, помню, усердно молился богу о даровании мне победы. Со страхом и биением сердца сел я за шахматный столик. Это было в воскресенье. Дедушка предложил мне ладью вперёд. Предложение это несколько оскорбило моё самолюбие. Я говорил дедушке, что до сих пор играл со всеми на равную и что, взявши вперёд, нет славы выиграть. - Но он отвечал: «Выиграешь, так будешь играть и на равную»...

Судьба наказала мою гордость - дедушка выиграл первую партию. Это была самая тяжёлая минута в моей жизни».

Забыв обо всём на свете, Саша вновь и вновь обращался к сыгранной партии. Мысленно перебирал различные варианты, стараясь понять, где и почему ошибся, как следовало пойти в том или ином положении. И уже через две недели деду не удалось выиграть у него с дачей вперёд ладьи ни одной партии. А год спустя к Саше пришла радость первых побед «на равную»!

С тех пор у Петрова на всю жизнь сохранилась «привычка» анализировать прежде всего проигранные им партии, искать ошибки свои и соперника, что и явилось одним из путей совершенствования его мастерства, проникновения в тайны шахматного творчества.

Уже в 15 лет Петров выиграл матч у одного из сильнейших шахматистов Петербурга А.Д.Копьева со счётом +4-2=1. Он стал желанным гостем на всех шахматных собраниях, устраивавшихся в столице у известных литераторов и чиновников Д.О.Баранова, Н.П.Брусилова, В.В.Погодина. Вскоре он получил известность в стране и далеко за её пределами как сильнейший мастер России.

«В двадцатых годах настоящего столетия, - отмечал Петербургский журнал «Шахматный листок» в 1860, - русские уже могли гордиться одним из самых ярких светил шахматного мира - А. Петровым, игроком, который и доныне не имеет равного себе в России. Он не имел случая помериться с европейскими знаменитостями того времени: Дешапелем, Лабурдоннэ, Мак-Доннелем, но стоит прочесть его партии, чтобы убедиться, что он смело может быть поставлен в один ряд с этими игроками. Недаром прозвали его русским Филидором».

Портрет

До нас дошли партии Петрова, начиная с середины 30-х годов. Изучение их позволяет сделать ряд выводов об игре первого русского мастера, объясняет причины его превосходства над современниками, известными шахматными мастерами Петербурга, Москвы, Варшавы - К.А.Янишем, И.С.Шумовым, С.С. и Д.С.Урусовыми, А. Гофманом и другими. Они состояли прежде всего в органическом сочетании мастерства атаки и защиты, в непревзойдённом для того времени ведении эндшпиля. В своей игре и понимании тонкостей шахматной борьбы он во многом предвосхитил Морфи и Стейница, в одних случаях блистательно используя быстрое развитие фигур, открытые линии, выигрыш темпа, в других - наличие слабых пунктов в неприятельском лагере, пешечное превосходство на одном из флангов, преимущество в центре. Перед нами несколько примеров, ярко характеризующих игру Петрова.

Доска-флаг

ПЕТРОВ - КОНСУЛЬТАНТЫ

Русская партия
Петербург, 1837

1. е4 е5 2. Kf3 Kf6 3. d4 (ход Петрова. Позднее его считал сильнейшим и В. Стейниц)

3...К:е4 4. Сd3 d5 5. К:е5 Сd6 6. 0-0 0-0 7. с4 f5 8. f4 с6 9. Се3 Се6 10. cd cd 11. Кс3 Кc6
12. Лс1 Лf6? (Петров отлично использует ошибку своих противников)
13. С:е4 fе 14. КЬ5 Ке7 15. К:d6 Ф:d6 16. g4 g6
17. f5! (белые жертвой пешки открывают линии для своих фигур) 17...gf 18. Сg5 Лff8 19. Сh6 Лfс8 20. Фd2.

Доска

20...Фd8 (как показал анализ Яниша, и другие продолжения не спасали чёрных:

    I.
    20...Кg6 21. Л:с8+ Л:с8 22. gf К:е5 23. Фg5+ Кg6 24. fg Фd7 25. Лf7! Лс1+ 26. Крf2 Лс2+ 27. Кре3, и выигрывают.
    II.
    20...Л:с1 21. Фg5+ Кg6 22. К:g6 Лс7! 23. Ке7+ Крf7 24. gf, и выигрывают)
21. Л:с8 Л:с8 22. gf К:f5 23. Фg2+ Крh8 24. Л:f5 Фg8 25. Лf6 Сh3 26. Фg3 Ф:g3+ 27. hg, и чёрные сдались.

ПЕТРОВ - ШИМАНСКИЙ

Французская защита
Варшава, 1847

1. е4 е6 2. d4 d5 3. еd еd 4. с4 СЬ4+ 5. Кс3 Ке7 6. Kf3 Сg4 7. Се2 dс 8. 0-0 С:f3 9. С:f3 с6

10. Фе2 Ф:d4? (Петров отлично использует открытые линии для создания стремительного наступления на чёрного короля)
11. Лd1 Фf6 12. Ке4 Фе6
13. а3! (вынуждая слона чёрных отступить с важной диагонали а3-f8)
13...Са5 14. Сg4 Фg6 15. Сf5! К:f5 16. Kf6++.
Чёрные сдались.

ГОФМАН - ПЕТРОВ

Варшава, 1844

Доска

12...0-0! 13. К:d8 Сf2+ 14. Крh3 d6+ 15. е6 Кf4+ 16. Крg4 К:е6 17. К:е6 С:е6+ 18. Крg5 Лf5+ 19. Крg4 h5+ 20. Крh3 Лf3Х.

Современники восхищались лёгкостью и изяществом, которые отличали манеру игры Петрова, его творческий гений. Чтовы составить себе ясное понятие о шахматном искусстве Петрова, - писал редактор «Шахматного листка» В.М.Михайлов, - необходимо видеть, как он играет, простого чтения его партий недостаточно. Разбор партий даёт понятие только о верности и глубине его соображений, но быстрота, непринужденность, с какими возникают у него самые сложные комбинации, остаются неоценёнными, а эти-то свойства и составляют главную прелесть его игры»

Слово о шахматной игре

Далеко не каждому великому шахматисту удавалось выразить творческое кредо в виде отдельной книги. Петров ещё в начале 20-х годов почувствовал потребность высказать своё понимание шахмат, своё отношение к двум основным шахматным школам того времени - итальянской и филидоровской, свою оценку игры как области культуры, имеющей большое воспитательное значение. Всё это удалось прекрасно передать в труде, вышедшем в 1824 в Петербурге под пространным названием «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечаний на оныя, изданная Александром Петровым». (Примечательно, что эта книга была напечатана в типографии Н.И.Греча, той самой, где А.С.Пушкин издал свои поэмы «Руслан и Людмила» и «Кавказский пленник».)

Книга

В своей книге Петров развивает идеи Филидора об атаке. Он требует тщательной её подготовки, не рассчитывая на ошибки противника. «Приступая к атаке, - пишет далее Петров, - надобно прежде удостовериться в силе своей и неприкосновенности собственной своей позиции».

В отличие от мастеров итальянской школы, приверженцев острокомбинационной игры, а также Филидора, который «вообще обращает более внимание на атаку, нежели на оборону», Петров придавал исключительно большое значение мастерству защиты.

«Уметь выдержать решительную атаку и отразить нападение есть великое искусство», - утверждал он. Среди необходимых качеств шахматного бойца Петров поэтому выделял упорство и изобретательность. «Как бы ни была худа игра, - писал он, - не должно бросать оной прежде окончания, исследовать прежде, нет ли ещё возможности поправить оной, ибо часто случается, что и самая отчаянная игра выигрывается». Защита, по мнению Петрова, должна быть активной. Для этого «в худом положении надобно жертвовать пешками, даже офицерами, лишь бы исправить свою игру; ибо лучше быть с меньшим числом офицеров в выгодном, нежели с большим числом в худом положении».

Комментируя партии Филидора, которые Петров привёл в своей книге, он приходит к выводу, что в них одна из сторон терпела поражение из-за слабой защиты и что в случае её усиления исход игры мог быть иной. Это был один из главных упрёков автора «Шахматной игры...» в адрес Филидора, учение которого о пешках и центре он высоко ценил. Но в отличие от общих рассуждений Филидора о достоинстве того или иного хода Петров выявляет их целесообразность путем тщательного анализа. Это логично вытекало из всей концепции мастера о важности конкретного мышления в шахматной партии. «Верный ход, - указывал он, - весьма трудно описать, ибо ход, почитаемый хорошим в одном положении шашек (фигур), в другом положении может служить явному вреду»; «Прежде нежели игрок возьмется за шашку (фигуру), должен исследовать обоюдное положение игры и исчислить перемены (варианты), которые сей ход произвести может, тогда уже должен решительно ступить».

Аналитический метод оказался в руках первого русского мастера весьма эффектным и при разработке дебютной теории. Высокое искусство анализа позволило ему сделать важные открытия в начале, получившием впоследствии название защиты Петрова, или Русской партии (1. е4 е5 2. Kf3 Kf6), найти много нового в королевском гамбите, дебюте слона и других.

Петровские дебютные новшества вошли в книгу его ученика и друга К.А.Яниша - «Новый анализ начал шахматной игры», изданной в двух томах в 1842-1843 годах. Эта книга составила эпоху в научном исследовании теории и практики шахматного искусства.

Возвращаясь к книге Петрова, которая, как признавал Яниш, оказала на его теоретические исследования огромное влияние, хотелось бы также отметить и другие её достоинства, в частности литературно-педагогические. Она написана в доступной форме, изложение правил и закономерностей игры отличается лаконичностью формулировок. Многие из них напоминают афоризмы. Например, мысль о важности овладения мастерством игры в эндшпиле Петров выразил кратко: «Уметь сыграть конец - значит уметь играть».

И, конечно же, книга Петрова обратила на себя внимание тем, что он неоднократно подчёркивал в ней полезность шахмат для общества, их культурно-воспитательное значение. «Шахматная игра, - писал мастер, - по великим соображениям и расчётам, которых она требует, может назваться ученою, глубокомысленною и отменно привлекательною».

Книга Петрова, представлявшая собой энциклопедию шахматных знаний первой половины XIX века, стала настольной для нескольких поколений русских шахматистов. К ней проявили интерес и многие выдающиеся деятели русской культуры - Пушкин, Тургенев, Чернышевский... В пушкинской библиотеке было даже два экземпляра книги Петрова: один, видимо, купленный поэтом, другой - с дарственной надписью автора: «Милостивому государю Александру Сергеевичу Пушкину в знак истинного уважения. От издателя».

Заметим, что труд Петрова был издан по сегодняшним меркам тиражом до смешного малым - всего 300 экземпляров. Полтора века спустя (1977) издательство «Физкультура и спорт» выпустило это выдающееся произведение отечественной шахматной мысли в виде факсимильного издания тиражом в двадцать раз ббльшим. Но, увы, уже через несколько дней после выхода в свет книга стала библиографической редкостью.

Во всём - первый...

А.Д.Петрова с полным основанием можно назвать нашим первым шахматным университетом. Петров был родоначальником отечественной шахматной композиции. Его многоходовые задачи, напоминавшие часто позиции из практической игры, его кипергани (задачи на обратный мат), которые отличались богатством идей и необычайной трудностью решения, ; наконец, его знаменитые изобразительные и патриотические задачи «Бегство Наполеона из Москвы в Париж» и «Партизанская война», положившие начало оригинальному жанру композиции, стали ещё одним ярким свидетельством его редкостного шахматного таланта и художественности его шахматной мысли.

А. Петров, 1860

Доска

Белые начинают и заставляют чёрных сделать мат в 13 ходов:

1. Крh6+ Ке5 2. Ле4+ Крd5 3. Л:е5+ Крd4 4. Ле4+ Крd5 5. Фf7+ Крd6 6. Фе7+ Крd5 7. Фd7+ Kd6 8. Ле5+ Крd4 9. с3+ С:с3 10. КЬ5+ С:Ь5 11. Фа7+ Л:а7 12. Лh5+ Лg7 13. Kf5+ K: F5X.

«Бегство Наполеона из Москвы»

А. Петров

Доска

На диаграмме поле а1 обозначает Москву, h8 - Париж, белые кони - русскую кавалерию, чёрный король - Наполеона. Белые кони преследуют чёрного короля до Парижа, где ему на 14-м ходу объявляют мат:

1. Кd2+ Кра2 2. Кс3+ Кра3 Кdb1+ КрЬ4 4. Ка2+ КрЬ5 5. Kc3+ Кра6 6. КЬ4+ Кра7 7. Kb5+ КрЬ8 8. Ка6+ Крс8 9. Ka7+ Крd7 10. КЬ8+ Кре7 11. Kc8+ Крf8 12. Кd7+ Крg8 13. Ke7+. Крh8 14. Крg2Х.

Петров был замечательным шахматным литератором. Его наполненные юмором художественные рассказы под названием «Сцены из жизни шахматных игроков», а также публицистические произведения пользовались большим успехом у современников.

Петров в 1837 стал организатором Общества любителей шахматной игры в Петербурге, имевшего свой устав и собравшего всех лучших шахматистов столицы. Переехав после женитьбы в 1840 в Варшаву, он продолжал государственную службу (Петров вышел в отставку в преклонном возрасте в чине действительного тайного советника). Но и живя в Варшаве, он оказывал большое влияние на шахматную жизнь страны. Его партии переписывались от руки и распространялись между шахматистами. Он опубликовал статьи в журнале «Отечественные записки» и других, а в 1859...63 активно сотрудничал в первом русском шахматном журнале «Шахматный листок». Он приезжал в Петербург на открытие шахматного клуба в 1853 и играл матчи с Шумовым, С. Урусовым и другими шахматистами. И в Варшаве двери его дома были гостеприимно открыты для шахматистов. Здесь часто бывали и играли с Петровым местные мастера Гофман, Шиманский, Севелюнский, Винавер и другие.

Вместе с К. Янишем Петров многое сделал и для налаживания международных связей. Он находился в переписке с крупнейшими зарубежными шахматистами своего времени - Сент-Аманом, Стаунтоном, Левенталем, Лаза... Его партии, задачи и статьи печатались во французских журналах «Паламед» и «Ла Режанс», в английском «Чесс Плейере Кроникл», немецком «Шахцайтунг» и других. Некрологи и статьи на смерть А.Д.Петрова, которая последовала 22 апреля 1867, напечатанные в этих журналах, свидетельствуют об огромном авторитете русского мастера, признанного современниками одним из величайших в истории шахматистов. «Его смерть повергает в траур весь шахматный мир», - писал парижский журнал «Стратежи».

Журнал «Чесс Плейере Мэгэзин» в пространной статье Цукерторта «Петров» отмечал: «Недавно умер великий русский шахматист Петров, по общему признанию его соотечественников, - непревзойдённый мастер России. Смерть его явилась тяжёлой утратой для всего шахматного мира. Он, правда, не участвовал в международных соревнованиях, но слава его в России была столь громкой, а ученики школы, почитавшей его своим достойным руководителем, столь талантливым, что и Европа не могла не признать его первоклассным шахматистом».

Петров и его ученики, как признавал журнал, составляли «плеяду блестящих шахматистов, которые уже начали оказывать своё влияние на шахматную игру в Европе».

http://virginmuseum.ru/
Peter museum
http://petermuseum.narod.ru/
Mycrossof
http://mycrossof.narod.ru/ http://valenik.ru/Рейтинг@Mail.ru