Первые колокола на Западе введены в употребление при церквах в конце VI в.
Их появление связывают с именем Павлина (353 - 431), епископа нольского, что в Кампании.
Во Франции колокола введены в 550 г.
"Для благовестия божественного Евангелия... установлено великое ударение; ударение в железное или медное било напоминает нам о будущем суде и знаменует трубу ангела, имеющую созвать на общий суд всех находящихся во гробах".
Латинское название колокола - "кампана" (campana) объясняют названием провинции, где их начали отливать.
В нашей стране церковным колоколам выпала нелёгкая судьба - очень часто важнее оказывались пушки.
В любом колокольном наборе главенствующая роль, безусловно, принадлежит самому большому колоколу, поскольку именно он задаёт основной тон в звоне и определяет мощность и силу звучания всего колокольного ансамбля.
Более того, для храмов и монастырей вес и размеры больших колоколов всегда являлись проявлением представительности, а также служили своеобразным показателем уровня материального благосостояния.
Не случайно ещё со средневековья в России наблюдалась тенденция к неуклонному увеличению веса колоколов, ставшая особенно явной в связи с наступлением технического прогресса.
Многие колокола являются образцом высоко художественного литья.
У нас всем известен Царь-колокол.
Запись песни ансамбля колоколов в исполнении известного звонаря становится визитной карточкой монастыря, конкретного храма.
Для туриста чрезвычайно важно во время посещения монастыря, храма услышать звон церковных колоколов.
В ~1931 Дальневосточный коммунистический исполнительный комитет принял постановление "О заготовке колокольной бронзы" на обеспечение тракторной промышленности.
В справочнике приведены сведения о предприятиях, осуществляющих литьё колоколов, и мастерах колокольного литья.
Наиболее известные колокола России и других стран представлены поимённо.
Кроме их истории и технических данных, приведены текстовые надписи и изображения на колоколах.
било (предшественник колокола, низкий тон, малый вес)
материал:
дерево
железо
камень
медь
клепало (железная полоса)
рельс
тип:
звон "в языки"
очепный, качающийся
история:
Очеп (очап, оцеп) - это специальный шест, прикреплённый к вращающемуся валу с закреплённым на нём колоколом.
Раскачивают колокол с земли, дергая за веревку, привязанную к шесту.
При этом язык находится в свободном положении.
Bellstones can be found on almost every Hawaiian Island.
These stones were struck in a particular spot and resonant tone could be heard for great distances.
Единственное место в мире, где льют фарфоровые колокола.
Наборы уникальных майсенских колоколов звонят не только во многих городах Германии, но и в Австрии, Финляндии и Японии.
Ехал мужик на машине.
Ехал, ехал, а машина возьми и сломайся. Что делать?
Видит мужик - церковь на пригорочке.
Подошёл, говорит священнику: "Батюшка, машина у меня сломалась, можно от Вас позвонить?"
Батюшка: "Позвони, сын мой... только осторожно - колокол не сломай". [apf.zachalo.ru]
библиография
[717 c. 223 - 224]
[Агапкина Т. Мать пресвятая Богородица, колокол святой // Родина.]
[Бондаренко А.Ф. Московские колокола XVII в. - М.: SPSL, "Русская панорама", 1998. - 256 с, 65 илл.]
[Боснич Д., Шемякин А. Божий глас из Воронежа // Родина.]
[Зарин А. Исторический очерк. Колокола Царского села // "Аргус". СПб, 1913, № 8, с. 64.]
[Захаров Н. Кремлевские колокола.]
[Кабанова Н.И. О царь-колоколе, бубенцах, валдайских колокольчиках, о биле и ерихонских трубах.]
- Нет ли в Москве разговору какого? - спрашивает у свахи Акулины Гавриловны Красавиной томящаяся от скуки и одиночества купеческая вдова "тридцати шести лет, очень полная женщина, приятного лица" Домна Евсигневна Белотелова.
На что сваха ей отвечает:
- Мало ли разговору, да всему верить-то нельзя. Иногда колокол льют, так нарочно пустую молву пускают, чтоб звонче был.
[Православный звон: поэтический сборник.]
[Православный звон. Теория и практика.]
[Пухначев Ю.В. Загадки звучащего металла.]
[Пыляев М.И. Исторические колокола // [1086 c. 288 - 320]
[Тосин С.Г. Колокола и звоны в России. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - 412 с.]
[Устав православного звона.]
[Чудинова И. Колокола Петербурга // Родина. 1995.]
[Dämmig H."Meibner Porzellanglockenspiele".]
(Хельмут Деммиг "Майсенские фарфоровые музыкальные колокола")
[Glocken in Geschichte und Gegenwart / Kramer K.]
(Колокола в истории и современности. Т. 1, 2,)
[Schilling M. Glocken. Gestalt, Klang und Zier.]
(Колокола. Образ, звон и украшение)
[Schilling M. Kunst, Erz und Klang.]
(Искусство, материал и звон)
Иллюстрированная монография о литейной династии Ульрих - Шиллинг из Тюрингии (Германия), отливавшей колокола около трехсот лет.
[Westcott W. Bells and Their Music.]
История колоколов, их акустика и настройка для карильонов.
видеофильм
"Колокольное искусство России". СПб: ПСП-студия. VHS. 30 мин.