По месту применения - могильный крест, нательный крестик, наперсный крест, крест-мощевик.
Крест является обязательным элементом в иконах "Распятие", "Распятие с Предстоящими", причём иногда крест не рисуется, а врезается в доску.
Различные формы креста нашли отражение во многих произведениях искусства, Майкроссоф представляет 2000 образцов.
Как и все старообрядцы, поморцы признавали восьмиконечный крест, но только с надписью Царь Славы IC XC НИKА.
Принятые у беспоповцев-федосеевцев кресты с "Пилатовой титлой" I.H.Ц.I. (Исус Назаретянин Царь Иудейский), они отвергали.
В конце XVIII в. на петербургском и московском соборах федосеевцы приняли поморский тип надписи на кресте.
... кресты "с голубками" т.е. с изображением в верхней части креста над Распятием благославляющего Саваофа, а под ним Св. Духа в виде голубя.
Этот тип с надписью I.Н.Ц.И. стал затем общепринятым у староверов-поповцев: беглопоповщины, происходящих от неё часовенных, австрийского или белокриницкого согласия.
Если Вы имеете информацию о значимом для Вас кресте, отсутствующем в справочнике, пишите, будем признательны.
Особый интерес представляет отображение креста в других темах коллекционирования: орден, медаль, икона, памятник, открытка, монета, фотография, гравюра, картина.
История Кийского Креста связана с жизнью патриарха Никона.
Когда в 1639 "в малом кораблеце с неким христианином" Никон принесен был бурею к сему острову спасения, он, вступив на гранитную твердь, спросил: "Кий сей остров?"
Поскольку остров был "пуст, и жилецким людем непригоден, ибо все камень голой", он и названия не имел.
Тогда Никон сказал: "Пусть же сей остров зовется Кий".
Благодаря Бога за спасение, Никон поставил на острове поклонный крест, о котором так упоминается в монастырских описях.
К 1656 ко времени строительства Кийского Крестного монастыря из Палестины привезен был по просьбе Патриарха Никона крест "из древа кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобен мерою Кресту Христову".
Сам святейший патриарх "обложил <его> сребром и златом и драгоценным камением, и бисером украсил. И положил в нем святых мощей даже до трию сту; понеже иныя мощи сокровенны в том Честном Кресте и утверждены без надписания под честными резными кипарисными кресты и под звездами и под плащаницами кругловидными. Такожде и святыя иконы чудным художеством написав, при том Честном Кресте, отпустил купно в Крестный монастырь с подобающей честью и с благолепным соборным препровождением".
(Слово о Животворящем Кресте Господнем, писанное Святейшим Патриархом Никоном. Слово издано в брошюре: Кийский Крест Патриарха Никона. Сост. Осипенко М.В. - М.: Подворье Патриарха Московского и всея Руси. Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, 2000, с. 12)
На всем пути следования при остановках на ночлег изготовлялись из дерева копии сего Креста и освящались "на благословение" (указ. ист., с. 12).
Один такой крест-копия находится в настоящее время в кладбищенской церкви Воскрешения Лазаря в г. Онеге Архангельской обл.
Кийский крест пребывал на Кии-острове до закрытия монастыря в 1923.
В 1854 он вывозился из монастыря ввиду нашествия англичан, при этом были утеряны некоторые мощи.
В 1930 крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, затем перевезен в Москву и хранился в запасниках Исторического музея.
перемещение:
Кий-остров: монастырь Крестный ( - 1923)
М.: церковь св. Сергия Радонежского в Крапивниках (август 1991 )
оформление:
Изготовлен в размер Креста Господня из кипариса, привезенного из Иерусалима.
Новгород: церковь свв. Флора и Лавра на Людогощей улице (1359 - )
Novgorod: church of SS Flor and Lawr
М.: ГИМ
композиция:
Крест имеет сложную ветвистую форму, образованную прихотливо изогнутыми и сомкнутыми концами перекрестий, испещрён орнаментом.
В многочисленных медальонах - изображения святых и несколько сюжетных композиций.
Чудо Георгия о змие
предмет с изображением:
иллюстрация
[486 c. 36]
оформление:
1359.
Дерево, резьба.
Имя резчика написано тайнописью.
предмет с изображением:
иллюстрация
[? c. 52]
посвящённый предмет:
библиография
Лазарев В.Н., Мнева Н.Е. Памятник новгородской резьбы XIV в. (Людогощенский крест) // "Сообщения Института истории искусств", № 4-5. М., 1954, с. 145 - 166.
Мальтийский 8-конечный крест
8-end Maltese cross
история:
Название идёт с 1530, когда ордену Иоаннитов в качестве лена был пожалован о-в Мальта.
Named since 1530 when island Malta was presented to the Ioanit Order.
Макарий, архим. (Миролюбов). Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение. "Изв. импер. Археологического общества", т. II. СПб, 1861, с. 92 - 94.
Макарий, архим. (Миролюбив). О древних титлах на крестах и на их изображениях. ИАО, т. I, вып. 4. СПб, 1859, с. 210.
Николаева Т.В. Крест 1544 года из Волоколамска. СА, № 2. М., 1971, с. 285 - 290.
Спицын А. Заметка о каменных крестах, преимущественно новгородских // "Зап. Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества", т. V, вып. 1. СПб, 1903.
Шляпкин И.А. Древние русские кресты, I. Кресты новгородские до XV века. - СПб, 1906.