Гравюра - это отпечаток на бумаге рисунка, сделанного на металле, камне, дереве или другом материале.
В резцовой гравюре и офорте рисунок вырезается по металлической пластине или - в случае с офортом - вытравляется кислотой.
В силкскрине и других техниках трафаретной печати на экран (сделанный по традиции из шёлка) накладывается трафарет, затем на незакрытые трафаретом участки экрана накатывается краска, а затем с экрана делается отпечаток на бумагу (Энди Уорхол),
В литографии рисунок наносится восковым карандашом на специально обработанный камень, в результате чего различные участии камня приобретают способность впитывать или отталкивать печатную краску.
Акватинта изобретена во Франции в середине 18 века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка тушью.
При этой технике подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зёрна которого пристают к тёплому металлу и друг к другу.
При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений.
Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком.
Акватинта даёт от 500 до 1000 оттисков.
материал:
медь
сталь
акватипия
аквафорте
aquafortis
название продукции:
офорт (гравюра, сделанная аквафортою)
aquafortis
автор:
Верещагин В.
"Карточный домик" {389}
гелиогравюра (фотогравюра)
гелиография, гелиотипия (непосредственное получение фотографическим путём рисунка на литографическом камне, стали и т.п., с которых затем делаются оттиски)
Граттаж (франц. grattage, от gratter - скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
Процесс работы в граттаже напоминает выскребание по асфальту в литографии.
Произведения, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
Граттаж встречается в графике 20 в.
В России граттаж под названием граттографии впервые использован М.В.Добужинским в работах 1920-х гг.
Эту интересную технику обычно изучают в начальных классах художественной школы.
далластипия (вытравливание крепкой водкой)
декалькомания (изготовление рисунков путём снятия кальки, переклеивание рисунков с одной бумаги на другую или на дерево)
диафанная (рисунок, выскобленный иглой на зачернённом стекле, переводится на бумагу фотоспособом)
игла сухая
интальо (эстамп, гравированый водкой)
ксилография
xylography
история:
Ксилография - самая древняя техника гравюры.
Ксилография - печатание рисунка с клише, вырезанного на дереве.
Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2...5 мм.
При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии - валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается - прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу.
При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом - штихелем, след которого в оттиске даёт белую линию.
Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон.
Ксилография даёт 1500...2000 хороших оттисков.
An image or text printed from a woodblock. During the later fifteenth and sixteenth centuries, xylographs occasionally appeared in manuscripts and were often hand-coloured.
Линогравюра возникла на рубеже 19 - 20 веков.
Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же как и в обрезной ксилографии.
Краска накатывается валиком, печатается, как гравюра на дереве.
Гравюра на линолеуме даёт 500 хороших оттисков.
Техника "мягкий лак" возникла в 18 веке.
Доска покрывается лаком с сильной добавкой сала.
На неё кладут шершавую бумагу и наносят рисунок, затем бумага снимается вместе с приставшими кусочками лака, обнажая поверхность доски.
После травления и печати оттиск воспроизводит фактуру бумаги.
офорт
история:
Офорт - вид гравюры на металле, где углублённые элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами.
Офорт - способ гравирования и оттиск, полученный этим способом.
На полированную пластину (доску из цинка, меди) наносят кислотоупорный лак (грунт), который процарапывается стальной гравировальной иглой до металла в технике штрихового рисунка в соответствии с задуманным изображением.
Цинковую пластину помещают в азотную кислоту, медную - в раствор хлорного железа.
При травлении в процарапанных местах образуются углубления, которые заполняют краской; многократное травление создаёт богатую фактуру.
офсет
история:
Офсет (англ. offset) - вид плоской печати: краска с металлической печатной формы переходит под давлением на резиновый цилиндр, а с него на бумагу.
Офсет позволяет печатать многокрасочные репродукции большими тиражами.
паспарту (эстамп, напечатанный с гравированной вглубь на меди или с ксилографической доски с приставкой к ней другой такой же доски)
печать ирийская (печать одновременно различными красками, смешение которых даёт нежные переходы)
пунктирная манера
история:
Пунктирная манера как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине 18 века.
Рисунок, состоящий из комбинации сгущённых или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается.
Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пунсонами.
Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретённая в середине 18 века.
Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины.
Гравюра пунктирной манерой даёт 500 оттисков.
резцовая гравюра
рулета
автор:
Ортега Л.
стенохромия (способ печатания одновременно несколькими красками)
трафаретная печать
фотогравюра (род аквафорты, где рисунок не вычерчивается иглой, а воспроизводится с помощью фотонегатива, лучи света разлагают незатенённые участки смолы, обрабатываемой для этого химическими составами)
цинкография (гравирование на цинковой доске)
шёлкография (силкскрин)
эстамп (гравюра)
исполнение рисунка:
полный рисунок
абрис (контур)
инструмент:
гальвано (клише-копия гальванопластическая)
доска
материал:
медь
сталь
цинк
игла
интальо (камень с вытравленным водкой рисунком)
камень
литографический
резец
чернила литографические, тушь химическая (смесь воска, мыла, жира и сажи,используется для перевода на литографический камень)
комплектование:
отдельная гравюра
серия
название:
"Мойка"
Верещагин В. 12 авторских линогравюр. {390}
предмет:
книга
Миръ въ картинахъ. Животное и растительное царства всехъ поясовъ Земли. {883}