Левицкий Д.Г.
Demetry G. Levitzky
*
история:
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 - 1822), художник »
Russian painter.
Самый значительный мастер из славной плеяды художников 18 в.
Его творчество является кульминационной точкой развития русского портрета 18 в. Художник как бы подвёл итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета. Биография Дмитрия Григорьевича Левицкого изучена пока недостаточно. Архивы сохранили до наших дней мало сведений о его жизни и деятельности (как, впрочем, и о многих других художниках, его современниках). Родился он на Украине и в детстве много жил в Киеве, что его отец-священник был известным украинским гравёром. Предполагают, что Г.К.Левицкий учился в Германии, а потом долгие годы был связан с Киево-Печерской типографией и Киевской духовной академией, являвшимися тогда крупнейшими культурными центрами Украины. Есть все основания предполагать, что первые художественные навыки Д.Г.Левицкий получил дома, под руководством отца, и что его с ранних лет окружали люди, близкие к искусству. Наиболее значительный для творческого развития Левицкого этап его художественного образования связан с именем известного русского живописца середины XVIII века А.П.Антропова, глубокого и серьезного портретиста, работавшего одновременно и над произведениями монументально-декоративного искусства.
В 1752 Антропов приехал в Киев, где прожил до 1755, руководя большими работами по украшению церкви Андрея Первозванного, выстроенной по проекту В.В.Растрелли. Учеником Антропова в СПб Левицкий числился в 1758...62. В том же 1762 Левицкий входит как подмастерье в так называемую «живописную команду», которой руководили «живописной науки мастера» Алексей Антропов, Иван Бельский и Иван Вишняков. Команда эта занималась украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II. Таким образом, Левицкому довелось пройти такую большую школу художественного мастерства, как коллективная работа по декоративному оформлению архитектурных сооружений. До него эту школу прошли многие русские живописцы, в частности и его непосредственный учитель — Антропов. Известно также, что вскоре после окончания работ по украшению Триумфальных ворот «вольный малороссиянин» Дмитрий Левицкий начинает выступать как самостоятельный живописец. Следующий период жизни Левицкого связан уже с Петербургом. В 1769 за представленный им портрет художника Г.И.Козлова с женой Левицкий получает звание «назначенного» — первое академическое звание. Начиная с этого времени мы хорошо представляем себе творчество Левицкого, а сохранившиеся в архивах документы сообщают и некоторые факты его биографии. Правда, они рассказывают главным образом о том, как складывалась академическая карьера художника.
В 1770 Левицкий показывает несколько портретов на большой академической выставке. С этого момента к нему приходит слава, он становится модным художником. В том же 1770 за «Портрет живописный г-на ректора Академии Александра Филипповича Кокоринова», который среди других был представлен на выставке, Левицкий производится в академики.
С 1771 он назначается руководителем портретного класса Академии.
В 1776 «по учиненном баллотировании общим собрания согласием, произведен в Советники Академии», в 1780 «определен членом в академический совет», а в 1785 «в рассуждениях его долговременной службы и по классу его оказанной пользе заслуживает награжденным быть, прочим не в пример, четырехсотрублевым окладом». В 1788 Левицкий обращается в «Императорской Академии художеств высочайший совет» со следующим прошением: «... чувствуя от всегдашних моих трудов в художествах слабость моего здоровья и зрения, нахожу себя принужденным просить высочайший совет о увольнении меня от должности». И Совет Академии, «отдав по справедливости усердию и рачению, с каким г-н советник Левицкий исправлял возложенную на него должность, и уважая долговременное его при Академии служение, почитает, что он тем заслуживает пенсию по смерть свою... по двести рублей в год». Так Левицкий вышел в отставку. Это не была почётная отставка. Он даже не был приглашён заседать в Совете Академии. Можно предположить, что творческая деятельность художника, вызвала неудовольствие начальства Академии, а может быть, и самой ее высокой покровительницы — императрицы Екатерины II. Со времени ухода из АХ начинается новая полоса в жизни Левицкого. Слава его постепенно меркнет. Все меньше и меньше получает он заказов как от двора, так и от частных лиц. Да и эти редкие заказы выполнять становится все труднее: Левицкий начинает слепнуть. Между тем он должен был «трудами рук своих» содержать большую семью. В 1790 художник, будучи «в самых горестных обстоятельствах», вынужден обратиться к статс-секретарю Екатерины II А.А.Безбородко с «наипокорнейшей просьбой» о выплате денег, причитающихся ему уже в течение четырех лет за портрет императрицы в рост, посланный на остров Мальта. Обстоятельства жизни Левицкого «при старости его» становятся столь плачевными, что Академия, так легко принявшая отставку одного из ведущих своих профессоров, вынуждена была сделать попытку прийти ему на помощь. Конференц-секретарь Академии художеств А.Ф.Лабзин, человек искренне расположенный к Левицкому, предлагает ему занять должность инспектора Академии, то есть лица, которое должно осуществлять контроль за общим ходом педагогической работы в этом учреждении. Но художник отказывается от предложения, считая, что не сможет справиться с этими обязанностями. Материальное положение Левицкого продолжает ухудшаться.
В 1807 Академия по настоянию того же А.Ф.Аабзина «в рассуждении того, что г-н Левицкий... хотя и получает от Академии пенсию, но... весьма малую... а по своему искусству и долговременному в живописном художестве упражнении может и ныне полезен быть своими советами и опытностью» определяет художника в члены Совета, «что сообразно будет и летам его, и званию, и приобретенной им прежде славе». Несмотря на болезнь, художник продолжает писать портреты. И среди немногих произведений, созданных в это тяжелое для Левицкого время, есть интересные и значительные полотна. В последние годы жизни почти совсем ослепший художник уже не работает.
Скончался 4 апреля 1822 в СПб, похоронен на Смоленском кладбище.
В 1862 на Всемирную выставку в Лондон посланы 5 портретов работы Д.Г.Левицкого: «Екатерина II», «Екатерина Молчанова», «Наталия Борщева», «Глафира Алымова» и портрет отца художника.
Художник открыток. »
произведение:
открытка
postal card »
название:
Генерал-поручик Александр Дмитриевич Ланской Дама в голубом
Lady in light-blue ~Е.Р.Дашкова П.А.Демидов Екатерина II

Екатерина Молчанова

Наталия Борщева

Н.И.Новиков
N.I.Novikov » Портрет великого князя Александра Павловича (1777 - 1825) в детстве Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой
Student Glafira I. Alymova of the Imperial educational institute of noble maidens Портрет П.В.Бакунина, ст. Портрет Бакуниной, жены П.В.Бакунина, ст. Портрет А.А.Безбородко
Portrait of Alexander A. Bezborodko » Портрет А.Д.Бернуцци Портрет купца А.И.Борисова Портрет Е.П.Дивовой, рождённой Бутурлиной Портрет А.М.Голицына
Portrait of Alexander M. Golitsyn » Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова
Portrait of Prokofy A. Demidov » Портрет баснописца Ивана Ивановича Дмитриева (1760 - 1837) Портрет Г.А.Долгорукого
Portrait of Gregory A. Dolgoruky » Портрет Марии Алексеевны Дьяковой Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме Богини Правосудия
Portrait of Catherine II as a Law-giver in the temple of Themis Портрет архитектора А.Ф.Кокоринова Портрет флигель-адъютанта А.Д.Ланского Портрет Петра Григорьевича Левицкого (1740 - 1834), брата художника Портрет А.Д.Левицкой Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Александры Петровны Левшиной
Student Alexandra P. Levshina of the Imperial educational institute of noble maidens Портрет архитектора Николая Александровича Львова (1751 - 1803) Портрет М.А.Львовой Портрет Фавста Петровича Макеровского (1780 - 1847) в маскарадном костюме Портрет Урсулы Мнишек
Portrait of Ursula Mnishek Портрет М.И.Мордвинова Портрет графа Валентина Платоновича Мусина-Пушкина (1735 - 1804)
Portrait of Valentin P. Musin-Pushkin » Портрет неизвестного
Portrait of unknown man Портрет неизвестного в сенаторском мундире Портрет неизвестного из семьи Салтыковых Портрет неизвестного пожилого человека с мальчиком Портрет неизвестной Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой
Student Catherine I. Nelidova of the Imperial educational institute of noble maidens Портрет писателя Николая Ивановича Новикова (1744 - 1818) Портрет Е.Н.Орловой
Portrait of Catherine N. Orlova Портрет А.А.Полторацкой Портрет священника Портрет Н.А.Сеземова Портрет Я.Е.Сиверса
Portrait of Jacob E. Sivers » Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущовой и Екатерины Николаевны Хованской
Students Catherine N. Khrushchova and Catherine N. Khovankaya of the Imperial educational institute of noble maidens Портрет Анны-Доротеи Шмидт П.А.Румянцев-Задунайский
Peter A. Rumyantsev-Zadunaysky А.С.Строганов
A.S.Stroganov » Г.Н.Теплов
Всесвит
Vsesvit
Рейтинг@Mail.ru