Маковский В.Е.
Vladimir E. Makovsky
*
история:
Владимир Егорович Маковский (1846 - 1920), художник »
Член Товарищества передвижных художественных выставок.
Member of Community of portable art exhibitions.

Выдающийся русский художник-передвижник Владимир Егорович Маковский родился в семье известного художественного деятеля Егора Ивановича Маковского (1802 - 1886), одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Творческая жизнь Владимира Маковского началась рано: ему было 15 лет, когда на художественную выставку была принята его картина «Квасник». В этом же возрасте (в 1861) Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В отличие от Академии художеств, сохранившей верность традициям далекого от действительности классицизма, Московское училище, осуществляя заветы Тропинина и Венецианова, развивало у своих воспитанников интерес к окружающей жизни. Годы пребывания в этом учебном заведении сыграли свою роль в определении творческого лица жанриста В. Маковского, а демократические идеи, получившие широкое распространение в России в 60-е годы, оказали решающее воздействие на формирование мировоззрения будущего художника.
По окончании училища в 1866 за картину «Крестьянские мальчики в ночном», Маковский получил золотую медаль и звание классного художника первой степени.
Творчество Маковского и его общественная деятельность были неразрывно связаны с передовым направлением в русском искусстве второй половины XIX века, вошедшим в историю под названием «передвижничества». В течение 46 лет Маковский состоял активным членом Товарищества художественных и передвижных выставок. Его картины экспонировались почти на всех выставках Товарищества, начиная с первой, состоявшейся в 1871. Маковский связан с передвижничеством всем своим творчеством, стремлением к отражению реальной действительности, к созданию произведений понятных и близких народу. Продолжая в бытовом жанре славные традиции Федотова и Перова — замечательных представителей русского критического реализма,—художник избирает главной темой своего творчества жизнь так называемых «маленьких людей»: представителей трудового люда. Отображая окружающую его будничную повседневность, он вскрывает социальную сущность явлений, типических для общественного строя того времени. Небольшие по размеру картины Маковского замечательны меткой характеристикой образов, доходчивостью сюжетов, талантливым рассказом бытовых сценок жизни.
Многие произведения Маковского согреты мягким задушевным юмором, который придаёт им особую живую прелесть. Но не только юмором пронизаны произведения Маковского. Любовь к простому человеку, которая составляет движущую силу его творчества, заставляла художника негодовать каждый раз, когда он сталкивался с унижением человека, с проявлением общественной несправедливости. В этих случаях добродушный юмор Маковского сменяется едкой насмешкой, гневным протестом против несправедливости. Такова, например, его картина «Посещение бедных». В ней обнажена истинная, оскорбительная для человеческого достоинства сущность так называемой «благотворительности» господ, лицемерной благотворительности, неспособной изменить тяжелую жизнь бедных людей.
80...90-е годы - период наибольшего подъёма творчества художника.
В 1882 он становится профессором Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Педагогическую деятельность Маковский сочетает с плодотворной творческой работой. Картины этого периода свидетельствуют о серьезных успехах художника в области овладения мастерством живописи, ставшей теперь гораздо "более свободной и богатой в колористическом отношении. Реализм художника в это время приобретает еще большую глубину. Если в таких произведениях, как «Посещение бедных» сущность явлений раскрыта художником в значительной степени путем сюжетного противопоставления, то в картинах 80-х годов он усиливает психологическую выразительность образов. Такие картины, как «За лекарством» (1884), «На бульваре» (1887), «Крах банка» (1881) до сего дня пользуются широкой популярностью в народе.
Не раз обращался Маковский к изображению детей. Его ранняя картина «Игра в бабки», показывающая крестьянских детей, занятых игрой, так же как и картина «Крестьянские мальчики в ночном», правдивостью и обаянием своих образов перекликаются с лучшими страницами И.С.Тургенева и Н.А.Некрасова, посвящёнными крестьянским детям.
В своей замечательной картине «Свидание», рассказывающей о тяжёлом безрадостном детстве мальчика, отданного из-за крайней нужды в «учение», художник поднимается до яркого и сильного обобщения, гневного протеста против существующей социальной несправедливости.
Картина «На бульваре» изображает сидящих на скамейке молодого гуляку-подмастерья и приехавшую к нему из деревни жену с ребенком. Художник показывает не только личную драму женщины-крестьянки, ее полную зависимость от мужа — типичное явление того времени,— но и безысходность, безрадостность жизни рабочего люда.
В ряде своих произведений, нередко имеющих остро-обличительный характер, Маковский затронул большие явления общественной жизни. Картина «Крах банка» передает одно из характерных событий буржуазного общества. Применяя выразительный метод контраста, художник противопоставляет ловкачей-банкиров, сумевших нажиться на одной из своих финансовых операций, и охваченных отчаянием разоренных людей. Здесь, как и в других картинах Маковского, симпатии художника на стороне слабых и угнетенных.
На картине «Оправданная» изображена сцена встречи со своей семьей молодой женщины, только что освобожденной из-под стражи. Переживание этого события всеми его участниками передано художником с большой психологической глубиной. Особенно хорошо удалось лицо оправданной, на котором можно прочесть и горечь пережитого и радость вновь обретенной свободы.
Маковский в своем творчестве не проходил и мимо современного ему революционного движения.
На картине «Вечеринка» Маковский изобразил нелегальную сходку революционной молодежи. И эта картина замечательна типичностью образов и обстановки. С годами идейная острота его произведений возрастает. Героями ряда картин художника («Допрос революционерки», «9 января 1905 года», «Жертвы Ходынки», «Осужденный» и др.) становятся борцы за новые общественные порядки.
Наряду с живописными произведениями Маковский создал ряд иллюстраций, известны также его работы в области офорта ц гравюры.
В 1894 Маковский назначен профессором в Академию художеств. Как художник и педагог он всегда твёрдо стоял на реалистических позициях, отстаивая их до конца своей жизни. Деятельность Маковского продолжалась и после Великой Октябрьской социалистической революции.

Владимир Егорович Маковский похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга (Богоявленская дорожка).

Произведения Маковского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и во многих других музеях нашей страны. Оставленное им художественное наследие близко и дорого советским людям своей глубокой человечностью, правдивостью, своим демократизмом. Художественный и музыкальный критик В.В.Стасов назвал Владимира Маковского «одним из лучших и капитальнейших русских художников».

Художник открыток. »
ученики:
Архипов А.Е.
Abram E. Arkhipov

Бакшеев В.Н.
Basil N. Baksheyev

Чепцов Е.М.
Ephim M. Cheptsov
произведение:
открытка
postal card »
название:
9 января 1905 на Васильевском острове Автопортрет
Self-portrait Автопортрет
Self-portrait В деревне В приемной у доктора
In reception room at the doctor's » Варят варенье
Jam cooking Вечеринка
Evening party Выговор Две матери. Мать приёмная и родная
Two mothers. Reception mother and native one Две сестры, или Две дочери
Two sisters, or Two daughters Допрос революционерки
Interrogation of revolutionary Друзья-приятели За лекарством Игра в бабки
Knuckle-bones Иллюстрации к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

К венцу
To the altar Казначейство в день раздачи пенсии
Exchequer in day of distribution of pension Крах банка
Bankruptcy Литературное чтение
Literary reading Любители соловьёв
The fans of nightingales Материалист-теоретик и идеалист-практик На бульваре
In parkway На охоте
On hunt » На пароходе Наём прислуги
Employment of servant Не пущу
I shall not let Ночное
Nighttime Объяснение
Declaration Оправданная
The discharge Осуждённый
Condemned man Отдых охотников Певчие на клиросе
Choralists on the choir Портрет Марии Фёдоровны
Portrait of Maria Feodorovna » Посещение бедных
Visiting of poor people Продавец кваса
Saler of kvass Свидание
Appointment Ссора из-за карт
Quarrel because of cards Толкучка Торговка яблоками
Apple-woman У ночлежного дома Шарманщик
Organ-grinder Ярмарка в Малороссии
Fair in Malorussia »
предмет с изображением:
конверт {co0041}
cover

фотоснимок
photograph
посвящённый предмет:
Всесвит
Vsesvit
Рейтинг@Mail.ru