Стремление к монументальному решению темы видно даже и в таких небольших полотнах как эскиз К картине «Разгрузка парусника».
С середины 80-х годов Менье начинает работать и как скульптор, часто используя темы и композиции, найденные им в живописи.
«Молотобоец» — первая из известных скульптур Менье, появившаяся на выставке в 1886 году в Париже, поражает зрелостью мастерства.
Скульптура «Пудлинговщик» — одна из самых экспрессивных работ Менье. Она построена на асимметричном расположении различных частей тела и боль-гной пластической обобщенности: неудобна поза сидящего, тяжело свисает рука с огромной кистью. Широко раскрыт рот и запавшие глаза передают состояние крайнего изнеможения этого массивного, нескладного и почти отупевшего от работы в невыносимых условиях человека.
Менье писал, что «скульптура по существу есть, прежде всего, искусство монументальное». Это высказывание не было просто теоретическим положением — любая скульптура Менье, в каком бы размере она ни была выполнена, всегда производит впечатление монументальной. Даже такая небольшая, казалось бы, чисто жанровая работа, как «Человек, пьющий воду» привлекает широтой и обобщенностью в трактовке скульптурных форм, выражающих значительность образа рабочего. В равной мере это относится и к скульптуре «Зовущая откатчица», где свободная непринужденность позы прекрасно передает молодой задор и энергию шахтерки.
Не менее крупным мастером проявил себя Менье и в области рельефа. Круг тем и стремление воплотить их в монументальных формах остались те же, что и в круглой скульптуре. Наиболее известны рельефы, выполненные для «Памятника труду» (Памятник завершён уже после смерти скульптора и в 1930 поставлен в Брюсселе.).
В композиции рельефа «Индустрия» Менье показывает упорный, напряжённый труд литейщиков, объединив рабочих в их общем усилии в решающий момент плавки. Скульптор хорошо справляется с пространственным решением рельефа, давая четкие переходы от почти круглой скульптуры фигур на переднем плане к низкому рельефу фона, тонко используя свой любимый материал — бронзу. Профили двух рабочих (справа) составляют наиболее прославленную часть композиции и стали как бы символом труда, выражающим основную тему рельефа- индустрию.
В рельефе «Шахта» изображена работа в забое. Однако этот рельеф уступает как по напряженности и ритму, так и в целостности композиции предыдущему.
В образе грузчика Менье удалось воплотить свой идеал человека.
Можно было бы проследить, как постепенно приходит скульптор к наиболее обобщённому и героизированному варианту («Грузчик»). Уже знакомая по другим произведениям поза здесь приобретает свою законченную, можно сказать, классическую форму. Одежда грузчика, представляющая большие трудности для передачи в скульптуре, превращена Менье в необходимый пластический элемент. Так возникает образ огромной внутренней силы, в котором уверенность и большое человеческое достоинство сочетаются с суровой простотой и героизмом, раскрывающий безграничные возможности человека труда.
Большая заслуга Менье состоит в том, что он в ту эпоху нашёл положительные идеи и сумел воплотить их в героических образах людей труда, которым принадлежало будущее, чего не смог добиться ни один из его современников-скульпторов в западноевропейском искусстве.
Искусство Менье — ценное наследие для всего прогрессивного искусства нашей эпохи.
Художник открыток.
»