Ци Бай-ши
Tsi Bay-shi
история:
Ци Бай-ши (1860 - 1957), китайский художник »
Недавно умерший старейший китайский художник Ци Бай-ши был одним из самых выдающихся мастеров. живописи нашего времени. Он прожил почти столетие, из которого семьдесят лет были посвящены искусству. Его произведения доставляют радость многим миллионам людей, замечательное мастерство поражает всякого, кто хоть раз имел возможность любоваться его картинами.
Ци Бай-ши родился в 1860 в уезде Сянтань провинции Хунань, в селении «Болото Большой Медведицы». Его родители были очень бедны. Когда ему исполнилось семь лет, мать с трудом набрала немного денег, и мальчик стал ходить в школу. Но проучился он лишь полгода, его отдали в пастухи, а пятнадцати лет - в учение к столяру.
В эти годы у Ци Бай-ши уже проявились наклонности к рисованию, прекрасно удавалась ему также резьба по дереву.
Лишь двадцати семи лет Ци Бай-ши удалось поступить в художественную школу, чтобы стать профессиональным мастером.
Чаще всего на картинах Ци Бай-ши можно видеть цветы, птиц, насекомых, рыб, животных. Он писал размывами краски или туши, достигая при этом впечатления необыкновенной живости и жизненности образа.
Ци Бай-ши много и упорно изучал классическую живопись, взяв у старых китайских художников их замечательное мастерство живописи тушью, лаконизм и выразительность художественного языка, умение видеть красоту и поэтичность в самом привычном и повседневном.
В споих произведениях Ци Бай-ши передаёт большое через малое, обобщённый образ - через единичный. конкретный предмет.
Жаркий полдень поздней весны, с ярким солнцем, прозрачным воздухом, ароматом цветущих трав Ци Бай-ши рисует совсем не так, как это сделал бы европейский художник: большая гроздь светло-жёлтых цветов, а около неё - лёгкие маленькие пчелки. Их трепещущие крылья почти не видны, солнце превращает их в нежный ореол вокруг пушистых спинок; ветра нет, - и пчёлки почти застыли на месте. То одна, то другая садится на цветок. Может быть не все нарисовал художник, но в картине есть и жужжание пчёл, и аромат цветов, и жаркое солнце.
Многие образы Ци Бай-ши связаны с народной поэтической символикой, с древности живущей в быту китайского народа. Если желают кому-нибудь долгой жизни, посылают изображение персиков. Обычай ведёт свое начало от старинной легенды о персиках бессмертия, вырастающих в садах богини Си Ван-му.
Ранней весной, еще по снегу отправляются на поиски нежных цветов «мэйхуа» китайской дикой сливы, и часто ветки её. как пожелание счастья, украшают жилище в день новогоднего праздника. Бесчисленное количество раз изображали «мэйхуа» китайские художники.
На одной из картин Ци Бай-ши под большим листом лотоса, изображены две пёстрые уточки «юаньян». Это распространенный народный поэтический образ двух неразлучных любящих супругов.
Ци Бай-ши был не только выдающимся художником. но и замечательным поэтом. На картинах его часто встречаются поэтические надписи. Эти надписи - не просто название, которое даёт художник своему произведению. Они входят в композицию, воспринимаются как единое целое с изображением.
С древности искусство красивого письма - каллиграфия считались в Китае родной сестрой живописи.
Надписи у Ци Бай-ши почти всегда необычны то шутливые, то грустные, то глубокомысленно серьёзные; это поэтические сравнения и мимолетные ассоциации, посвящения и пожелания, стихи самого художника или известных поэтов прошлого. На небольшом листе с изображением капусты и красного перца художник написал: «Пион — король цветов, личжи — король фруктов, но почему же никто не говорит, что капуста — король овощей?».
Свиток Ци Бай-ши «Тыквы» оставляет впечатление солнечной радости, большой жизненной энергии, изысканной красоты.
Это впечатление подтверждается длинной скорописной надписью, как будто бы струящейся сбоку картины: «Сегодня утром получил письмо из дому, обрадовался и нарисовал эту картину».
Яркими сочными красками нарисовал Ци Бай-ши блюдо, наполненное вишнями, и написал: «Как губы девушки».
Такая органическая связь живописных образов и каллиграфии является у Ци Бай-ши национальной особенностью его стиля.
Рисуя легко и свободно, Ци Бай-ши всегда стоит за жизненную правду и точность изображения. Ему принадлежат мудрые слова, замечательно определяющие сущность подлинного художественного произведения: «В живописи мастерство находится на грани сходства и несходства; полное сходство слишком вульгарно, несходство—обман».
В творчестве Ци Бай-ши всегда заметно стремление к гармонии «сходства» и «несходства». В каждом образе он подчеркивал лишь самое главное и существенное, окрашивая его своим настроением, выражая в нём своё мироощущение. И это мироощущение художника чаще всего выражает мироощущение, свойственное китайскому народу. Поэтому произведения Ци Бай-ши так популярны в Китае. Его образы близки и понятны каждому, так как жили веками в народной поэзии, лубочных картинках, вышивках и т.д. По своей художественной форме его произведения также связаны с лучшими национальными традициями.
В своём творчестве Ци Бай-ши развил приёмы классической живописи Китая, особенно живописи тушью. Но в то же время, им создан собственный стиль, своеобразный и ярко индивидуальный. Ещё в молодости он пришёл к мысли о необходимости создавать нечто новое, самостоятельное на основе национальных традиций. На одном из своих пейзажей он написал: «Пользуясь своими кистью и тушью, создавай свои картины гор и рек».
В оценке творчества Ци Бай-ши нельзя подходить заранее подготовленными требованиями. Поняв. и почувствовав его картины, лучше всего сравнить их, с одной стороны, с произведениями классиков, с другой стороны, с современной ему живописью. Это помогает установить его истинное место и значение в истории китайской живописи. С классиками его роднит высокое мастерство живописи, с ее своеобразными приемами и методами. Но Ци Бай-ши взял классическую традицию не как сумму схем и технических навыков, а как творческий метод, как определенный способ отражения действительности. Главная заслуга Ци Бай-ши заключается в том, что он не просто повторил классику, но сделал шаг вперёд по пути развития национальной манеры китайской живописи. В этом - огромное значение его творчества для современного китайского искусства.

Художник открыток. »

произведение:
открытка
postal card »
название:
Всесвит
Vsesvit
Рейтинг@Mail.ru