Открытка {pc1166}
Postal card »
серия:
Шедевры национальных школ западноевропейской живописи
Masterpieces of national schools of West-European painting
история:
Одним из достоинств собрания западноевропейского искусства в Эрмитаже является то, что в нём представлены почти все национальные школы живописи. Данная подборка включает 20 репродукций с хранящихся в Эрмитаже картин известных художников Европы, в творчестве которых ярко проявились черты национального искусства.
В XV - XVI вв. формируются основные особенности современных наций Западной Европы. Ведущей страной в области искусства в то время становится Италия.
Творчество Рафаэля (1483-1520) органически связано с Италией эпохи Возрождения, когда искусство поставило перед собой задачу реалистического показа действительности и воплощения образа совершенного человека. Герои картины «Мадонна с безбородым Иосифом», погружённые в глубокое раздумье, покоряют человечностью и благородством своих чувств.
«Даная», произведение Тициана, другого великого мастера эпохи Возрождения, - это гимн человеческой красоте. Легенда рассказывает о том, как греческий верховный бог Зевс явился своей возлюбленной Данае в виде золотого дождя. В картине обнажённое тело Данаи поражает совершенством форм.
Картина художника Караваджо (1573-1610) «Лютнистка» знакомит с иным этапом в истории итальянской живописи. Караваджо вводит в итальянское искусство бытовые сюжеты. Лютнистка вся во власти музыки. Лежащие на столе скрипка, нотные тетради, овощи, фрукты и цветы в вазе написаны художником необычайно выпукло и конкретно.
XVII столетие - эпоха яркого расцвета национальных школ живописи в европейских странах. Ведущими в области искусства были в это время Испания, Фландрия, Голландия, Франция.
Испанская живопись XVII в. представлена в Эрмитаже рядом значительных полотен выдающихся мастеров. Картина Франсискп Сурбарана (1598......1664) «Отрочество Мадонны», несмотря на религиозный сюжет, является но существу жанровым произведением. Мадонна изображена здесь в виде обаятельной испанской девочки, доверчиво и наивно повторяющей слова молитвы. Вместе с тем строгая простота рисунка, сдержанность колорита и особенная, свойственная Сурбарану, серьезность выражения лица делают это произведение характернейшим явлением испанского искусства той эпохи.
Особенно полно представлено в Эрмитаже искусство Фландрии и Голландии XVII в. (входивших ранее, в XV- XVI вв., в состав Нидерландов). Представление об истоках стиля этих национальных школ дает картина «Мадонна с младенцем» выдающегося нидерландского художника XV в., условно называемого «Флемальским мастером». Господствующая в маленькой картине интимность, наивное перечисление предметов убранства комнаты, тщательность изображения деталей - всё это особенности нидерландского искусства XV в.
Основоположником фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). В собрании Эрмитажа привлекает внимание картина Рубенса «Статуя Цереры». Сопоставляя живые детские тела, растительные формы и камень, Рубенс утверждает красоту различных проявлений природы.
Новый, хотя и менее значительный, подъём искусства переживала страна в XIX в., когда она стала называться Бельгией. Типичным для того времени художником был Луи Галле (1810-1887). В картине «Семья рыбака» он создаёт романтически приподнятые образы простых людей: мужественного сына моря и его печальной жены с ребёнком на коленях.
Расцвет живописи в Голландии в XVII в. - результат творчества целой плеяды талантливых мастеров. Особое место в живописи той поры занимает пейзаж - жанр, получивший здесь широкое развитие. «Переправа на цароме» Саломона Рейсдаля (1600 - 70) знакомит зрителя с окрестностями города Арнгема в низовьях Мааса.
Величайший художник Голландии Рембрандт (1606 - 1669) обладал удивительной способностью проникновения в душевный мир человека. Обращаясь часто к библейским сюжетам, Рембрандт выбирал среди них такие, которые давали ему почву для выражения либо драматических столкновений характеров, либо для передачи тонких и сложных переживаний. Такова легенда о юном Давиде и его старшем друге Ионафане, глубоко привязанных друг к другу, но вынужденных надолго расстаться. В картине «Давид и Ионафан» Рембрандт сочувственно и задушевно изображает прощание друзей. Достигнув вершины своего развития в творчестве Рембрандта, голландская живопись позднее, в XVIII-XIX вв. играла очень скромную роль в искусстве Европы. Но и тогда внимательное отношение к действительности, умение увидеть красоту в будничной жизни оставалось наиболее привлекательной чертой в творчестве многих художников. Такова «Улица голландского города», правдиво и просто написанная художником Вейссснбрухом (1822 - 1880). В Германии искусство переживает краткий, но бурный расцвет в эпоху Возрождения. Один из крупнейших немецких живописцев Лукас Кранах Старший (1472-1553) в «Женском портрете» создает обаятельный образ молодой женщины. Но это не индивидуальный портрет, а скооее воплощение поэтического идеала художника. В XIX в. наиболее ярким представителем немецкого романтизма был Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Поэтическим настроением полна его картина «На парусном корабле».
Много общего с немецким имело искусство Австрии XVIII-XIX вв. Работа Генриха Фюгера (1751-1818) «Дидона» носит отвлеченный идеалистический характер. Сюжет картины взят из древнегреческой легенды о карфагенской царице Дидоне, решившей умереть, когда её покинул возлюбленный - Эней. Патетическая поза, нарядные, яркие краски делают картину очень эффектной, но вместе с тем вносят в неё и элементы театральной наигранности.
Одним из наиболее обширных разделов эрмитажного собрания западноевропейского искусства является живопись Франции. В XVIII в. важнейшая роль в формировании национального стиля принадлежит Никола Пуссену (1594-1665). В своём творчестве он прославлял героизм, мужество, разум и благородные чувства человека. Среди его работ значительное место занимает изображение природы. Создавая «П ейзаж с Полифемом», Пуссен изображает не какой-то конкретный уголок природы, а пейзаж воображаемый, созданный из тщательно отобранных элементов.
Работавший в начале XVIII в. во Франции Антуан Ватто (1684-1721) знакомит нас с другой страницей истории французского искусства. В картине «Капризница» мягкость колорита, тонкое изящество живописи, грациозность образов - всё это глубоко национальные черты творчества Антуана Ватто.
Крупнейшим живописцем Франции конца XIX в. был Поль Сезанн. Он стремился к рационально построенным композициям, позволяющим передать объёмные формы с помощью цвета и его оттенков («Натюрморт с драпировкой»).
В собрании Эрмитажа представлена и швейцарская школа живописи. Художник Жан Гюбер (1721-1786) написал серию небольших картин жанрового характера, изображающих великого французского философа Вольтера в домашней обстановке. В картине «Утро Вольтера» подчёркнуто прозаически, с оттенком юмора, великий человек представлен диктующим свои произведения секретарю во время утреннего одевания.
Национальные черты английского искусства ярче всего проявились в портрете XVIII-XIX вв. Правдиво, свежо и просто художник Джон Хоппер (1759-1810) изображает английского драматурга и парламентского деятеля Р.Б.Шеридана, известного советскому зрителю по комедии «Школа злословия».
Формирование национального искусства Финляндии происходило в XIX в. В конце этого столетия выдающимся мастером финской живописи был Альберт Эдельфельт.
название:

Ватто А. Привал

Jean-Antoine Watteau. The halt »

Вейсенбрух Я. Улица голландского города

Jan Weissenbruh. Street of the Dutch city »

Галле Л. Семья рыбака

Louis Gallait. Family of the fisherman »

Гюбер Ж. Утро Вольтера

Jaen Hubert. Morning of Voltaire

Дейк А. ван. Портрет Филадельфии и Елизаветы Кери

Anthony van Dyck. Portrait of Philadelphia and Elizabeth »

Кампен Р. Богородица и Младенец перед камином {3138}

Robert Campin. Virgin and Child before a fireplace

Караваджо. Юноша с лютней

Caravaggio. The young lutanist » Кранах Л., ст. Женский портрет
Lucas Cranach the Elder. Female portrait »

Пуссен Н. Пейзаж с Полифемом

Nicolas Poussin. Landscape with Polyfem »

Рафаэль. Богородица и Младенец с безбородым Иосифом {2026}

Raphael. Virgin and Child with the beardless Joseph

Рейсдал С. ван. Переправа на пароме в окрестностях Арнгема

Salomon van Ruysdael. Ferry on the ferry in vicinities of Arngem »

Рембрандт. Давид и Ионафан

Rembrandt. David and Jonaphan »

Рубенс П.П. Статуя Цереры

Peter Paul Rubens. Statue of Ceres »

Сезан П. Натюрморт с драпировкой

Paul Sezann. Still life with a drapery »

Сурбаран Ф. Отрочество Марии {1550}

Francisco Zurbaran. Adolescence of Maria

Тициан. Даная

Titian. Danaë »

Фридрих К.Д. На парусном корабле

Caspar David Friedrich. On sailing ship »

Фюгер Г.Ф. Дидона

Henry F. Fuger. Didona »

Хопнер Дж. Портрет Р.Б.Шеридана

John Hopner. Portrait R.B.Sheridan »

Эдельфельд А.Г. Прачки

Albert G. Edelfeld. Washerwomen »
надпись:
Государственный Эрмитаж

Шедевры

национальных
школ
западноевропейской
живописи
оформление:
1962.
20 открыток.
Тираж 40 000.
Вводная статья В. Тищенко.
посвящённый предмет:
Всесвит
Vsesvit
Рейтинг@Mail.ru