Открытка {pc1168}
Postal card »
серия:
Музей народного искусства
Museum of popular Art
история:
Музей народного искусства создан в 1885 по инициативе коллекционера и любителя старины С.Т.Морозова. После Великой Октябрьской социалистической революции музей значительно расширил свои коллекции. В настоящее время здесь собрано свыше двадцати тысяч экспонатов: художественные изделия из дерева, кости, металла, папье-маше с миниатюрной росписью, а также керамика, вышивки, кружево, ковры. Производство шкатулок, табакерок, коробочек из папье-маше с миниатюрной росписью, покрытой лаком, сосредоточено в селах Федоскино, Палех, Мстера и Холуй. Оно возникло в конце XVIII века в селе Федоскино (Московская область). Для творчества федоскинских живописцев характерны высокое мастерство, стремление к реалистической передаче сюжета, богатая декоративность. Любимые темы федоскинцев - бытовые народные сцены и сказки. В росписи шкатулки на тему сказки "Аленький цветочек* молодой художник В. Липицкий, используя традиционные приемы федоскинской живописи, создал глубоко лирический образ русской девушки. В селе Палех (Ивановская область) роспись на папье-маше возникла после Великой Октябрьской социалистической революции. Будучи в прошлом иконописцами, палешане, работая теперь в новой для них технике, используют приёмы древнерусского письма. Яркие, чистые краски, певучие линии, тонкая прорисовка золотом сообщают палехской миниатюре особое изящество и поэтичность. Мастером песенных и сказочных сюжетов является художница Т. Зубкова, автор миниатюры .Жар-птица". Третьим центром росписи на папье-маше является село Мстера (Владимирская область). Живописцы Мстеры - искусные миниатюристы. В своих произведениях они уделяют большое внимание историческим темам, иллюстрациям русских песен и сказок. В своеобразной манере мстерской живописи выполнена роспись на шкатулке "Весна в царстве Берендеев" работы художницы М. Дмитриевой. Светлые, радостные тона, полусказочиый пейзаж, оживлённая толпа передают настроение весенней сказки. В с. Жостово (Московская область) народные мастера занимаются росписью декоративных подносов из металла. Жостовские подносы привлекают живописностью богатством красок и декоративностью. Излюбленным мотивом росписи являются изображения букетов цветов, венков и гирлянд. Значительное место среди народных промыслов занимает художественная обработка дерева. Изделия с резьбой и росписью по дереву широко представлены в экспозиции музея. Крупнейший промысел по производству изделий, с так называемой хохломской росписью, сосредоточен в Горьковской области. Традиционное сочетание двух основных цветов - красного и черного с золотом, сказочный растительный орнамент, подчеркивающий своеобразную форму предметов, делают хохломскую роспись неповторимо нарядной и самобытной. Наиболее известным центром резьбы по дереву является с. Богородское (Московская область). Резчики Богородска славились ещё в XVII веке как искусные игрушечники. С тонкой наблюдательностью передают богородские мастера бытовые и сказочные сюжеты. Добродушным юмором проникнута скульптурная группа, выполненная И. Стуловым на тему русской народной сказки "Вершки и корешки". В с. Шемогодье (Вологодская область) издавна существует промысел художественной резьбы по бересте. Здесь изготовляют деревянные шкатулки, коробочки, блюда (оклеенные берестой) с ажурным растительным орнаментом. Декоративное блюдо мастера Н. Вепрева привлекает тонкостью узора и мастерством исполнения. Керамические промыслы с древнейших времён широко развиты во многих районах нашей страны. Город Скопин (Рязанская область) известен как центр производства художественной майолики. Гончары города Скопина выполняют фигурные кувшины, квасники, вазы, декоративные скульптурные изображения птиц и животных. Формы скопинских изделий затейливы и разнообразны. Глиняная расписная игрушка города Кирова известна далеко за пределами области. Кировская игрушка отличается образным отображением быта, яркостью и сочностью раскраски. Широко представлены в музее изделия старейшего керамического промысла района Гжели (Московская область). Город Гжель славится расписной керамикой: фарфоровой посудой, настольной скульптурой. Камнерезное искусство представлено в музее целым рядом бытовых изделий и скульптуры. Мастера артели "Борнуковская пещера" (Арзамасская область) выполняют из мягкого камня недорогие пудреницы, настольную скульптуру, письменные приборы. Пепельница "Волк и журавль" выполнена камнерезом П. Курышевым из белого камня с золотистыми и серыми прожилками. Среди ценнейших экспонатов музея - замечательные работы русских резчиков по мамонтовой и моржовой кости. Костерезное искусство было развито главным образом на Севере России. Свыше двухсот лет пользуются заслуженной славой холмогорские косторезы (Архангельская область). Мастера артели имени Ломоносова украшают тончайшей ажурной и рельефной резьбой шкатулки, кубки, пудреницы, броши. Одной из лучших работ костореза В. Узикова является ажурная шкатулка, украшенная скульптурным изображением "Оленья упряжка". Тобольские косторезы - мастера миниатюрной скульптуры. Их работы посвящены главным образом отображению быта народов Севера. Герои тобольских костерезов: охотники, рыбаки, путешественники - мужественные покорители суровой природы. Мастера самого молодого костерезного промысла, возникшего после Великой Отечественной войны в городе Хотькове (Московская область), также занимаются изготовлением миниатюрной скульптуры. Один из разделов музея посвящен искусству художественной обработки металла. Город Касли (Челябинская область) является центром художественного чугунного литья, зародившегося здесь в XVIII веке. Каслинские литейщики достигли высокого мастерства в отливке декоративных изделий по моделям скульпторов. Высоким мастерством исполнения отличаются ювелирные работы народных мастеров. Один из старейших ювелирных промыслов - артель "Северная чернь" в городе Великий Устюг (Вологодская область). Гравёры украшают изделия из серебра растительным орнаментом, медальонами с видами городов, сюжетными изображениями. Тончайшая гравировка с чернью (серебристо-чёрный сплав) на позолоченном фоне напоминает искусный рисунок пером. Автором большинства разнообразнейших орнаментальных и сюжетных композиций является художественный руководитель артели Е. Шильниковский. Мастера Костромского ювелирного промысла выполняют филигранные вазы, кубки, броши, браслеты. Костромская филигрань напоминает тонкое золотое и серебряное кружево. В местных национальных традициях работают по серебру мастера аула Кубачи (Дагестанская АССР), знаменитого своими ювелирными изделиями. В изделиях советских мастеров-кубачинцев неизменно сохраняются характерные формы дагестанской посуды и стилизованный растительный орнамент. Воспроизведенные здесь декоративные сосуды работы Гаджи и Ахмеда Кишевых богато орнаментированы чернью, гравировкой и позолотой. Мастерство советских народных художников с каждым днём растёт. Наша действительность наполняет народное творчество новым содержанием. Воспитанное в лучших традициях национального искусства, советское народное искусство пользуется заслуженной славой далеко за пределами нашей Родины. Постоянно пополняются новыми творческими работами коллекции музея. Собирая и экспонируя изделия художественных промыслов, музей осуществляет почетную задачу широкой популяризации нашего яркого, самобытного, глубоко содержательного народного прикладного и декоративного искусства.
название:
Кубок "Юбилейный" {je1410}
Cup "Anniversary"

. . .

оформление:
1957.
Фото М. Альперта Редактор Н. Мамаева
Подп. к печ. 10/Х-57. Изд. № 3045. Зак. 2195.
Первая Образцовая типография им. А.А.Жданова Московского городского Совнархоза.
Москва, Ж-54, Валовая, 28
Тираж 40 000.
Всесвит
Vsesvit
Рейтинг@Mail.ru