Долгие десятилетия Матильда Кшесинская (1872 - 1971) была известна лишь узкому кругу балетных артистов и балетоведов. «Возвращение» великой русской балерины состоялось в 1992 году после публикации ее «Воспоминаний» в России. Вернулись и многочисленные мифы и легенды, которыми было овеяно имя прима-балерины Мариинского театра. Поразительно устойчив слух о любовных отношениях последнего царя России и Матильды Кшесинской, которые якобы длилисьчуть ли не до 1917 года. Да, роман имел место, но только с 1890 по 1894 год. После официального объявления о помолвке Николая Александровича Романова с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской связь прекратилась.
Безусловно, известная близость Матильды Кшесинской к царской семье в какой-то мере способствовала ее стабильному положению в Мариинском театре. Однако свой поразительный успех балерина предопределила сама, благодаря огромному таланту и потрясающему трудолюбию. Ее танец отличался бравурностью и виртуозностью, женственностью и жизнерадостью и, в то же время, классической законченностью. Она первая стала исполнять 32 фуэте, не сходя с места. Артистка завораживала публику волшебными арабесками, сильными прыжками, чистыми заносками и безукоризненными пируэтами. Врождённая артистичность и высочайшая танцевальная культура позволяли Матильде Кшесинской с одинаковым блеском исполнять ведущие партии как в балетах Мариуса Петипа, так и в балетах Михаила Фокина.
Последний раз прославленная балерина выступала в Лондоне в 1936 году. Она исполняла свой любимый концертный номер «Русская» на музыку П.И.Чайковского. Публика была вне себя от восторга и 18 раз вызывала артистку. Сцена утопала в цветах, как когда-то в Петербурге. На следующий день лондонские газеты дружно скандировали, что русские критики в свое время совершенно справедливо писали о том, что такую балерину нельзя ни затмить, ни заменить. Заслуга Матильды Кшесинской в том, что она сумела убедить Россию, а затем Европу и весь мир в преимуществе русской балетной школы. Балерина с равным успехом исполняла и лирические, и характерные, и полухарактерные партии. Образы, созданные ею в «Лебедином озере», «Эсмеральде», «Тщетной предосторожности», не только свидетельствовали о высоком актерском мастерстве, но и показали всю широту творческого диапазона балерины.
Февральская революция 1917 года отобрала у артистки и дом, и театр, и Родину. В середине июля 1917 года Матильда Кшесинская с сыном, горничной и слугой выехала из Петербурга в Кисловодск. В августе 1918 года, узнав о расстреле царской семьи, пришла к выводу, что «надо бежать, бежать от большевиков». В 1920 году артистка покинула Россию и обосновалась во Франции, где прожила более полувека.
В 1929 году Матильда Кшесинская после долгих колебаний и раздумий открыла собственную балетную студию в Париже, сразу же ставшую одной из самых популярных студий Франции, в которой учились или брали разовые уроки многие звезды западного балета (Татьяна Рябушинская, Иветт Шовире, Марго Фонтейн и другие).
В 1959 году Матильда Кшесинская писала директору дома-музея П.И.Чайковского: «...Работать я должна, чтобы жить. Ведь средств к существованию у меня, помимо заработка, нет никаких, так как за границей у меня не было никакого состояния. Служить же родному искусству, передавать молодежи мое вдохновение - большие для меня радость и утешение. Многие из моих учениц блистали на сцене. Многие создали свои собственные школы танцев. В Америке таковых имеется около десяти. И через них наше русское хореографическое искусство проникает повсюду.»
Матильда Феликсовна Кшесинская прожила долгую, полную блеска и одновременно драматизма жизнь, не дожив до своего столетия несколько месяцев. Она была похоронена в Париже на знаменитом кладбище Сен-Женевьев де Буа. Однако в памяти всех любителей русского балета великая балерина навсегда осталась «живая, как ртуть, загорающаяся от образного слова, улавливающая на лету мысль собеседника... Она - воплощение обаятельной грации; в каждом движении чувствуется способность страстно увлекаться прекрасным...» (так писал о балерине в 1911 году журнал «Огонек» в связи с двадцатилетием ее творческой деятельности).
Отрадно наблюдать, как Матильда Кшесинская в последние годы постепенно начинает занимать самое достойное место на российском балетном Олимпе, которое ей по праву принадлежало всегда.
For many centuries decades Matilda Kshesinskaya was known only for the narrow circle of ballet-dancers and researchers.
«Home-coming» of the great Russian ballerina took place in 1992 after the publication of her «Memoirs» in Russia.
Various myths and legends that used to surround the name of prime-ballerina also came back.
Very constant is the rumor about the love affair between the last Czar of Russia and Matilda Kshesinskaya, which is said to last so long as up to 1917.
Yes, this love affair took place, but only from 1890 till 1894.
After the official notice of the engagement of Nicolas Romanov and Princess Alisa Gessen-Darmshtadsky this affair stopped.
No doubts, certain proximity of Matilda Kshesinskaya to the royal family favoured her stable position in the Mariinsky Theatre. But her immense success the ballerina predestined herself due to an extraordinary talent and endless diligence. Her dance was notable for bravuraness and virtuosity, femininity and cheerfulness and at the same time classic completeness. She was the first to perform 32 fuete, without moving from the place. The actress charmed the audience with marvelous arabesques, strong springs and perfect pirouettes. Innate artristry and the highest dancing culture allowed Matilda Kshesinskaya to perform with equal brilliance leading parties in the ballets by Marius Petipa as well as Michael Fokin.
The last time the prominent ballerina appeared on the stage was in London in 1936.
She performed her dance «Russkaya», misic music by P. Tchaikovsky.
The audience was outrageous with delight and 18 times called ballerina on the stage.
The stage was covered with flowers as it used to be at St. Petersburg.
Next day London newspapers were absolutely correct to write that such s>aballerina can't be eclipsed nor substituted.
M. Kshesinskaya succeeded to convince Russia, Europe and all the world of the preference of Russian ballet school.
She was equally perfect in lyric, character and semi-character parties.
Images, created by her in «The Swan Lake», «Esmeralda» and «The Futile Cautions» are not just evidences of high actress skill, but also reveal the breadth of creative diapason of the ballerina.
The February revolution of 1917 deprived the actress of the house, and the theatre, and the Fatherland. In the middle of July of 1917 M. Kshesinskaya with her son, her house-keeper and her servant left St. Petersburg for Kislovodsk. In the August of 1918, having know about the execution of the Czar family she came to the conclusion that «it is necessary to run away from the bolsheviks». In 1920 the actress left Russia and settled in France, where she lived for more then half a century.
In 1929 after long hesitations Matilda Kshesinskaya opened her own ballet school in Paris, which became one of the most popular in France. Lot of the stars of western ballet studies or took lessons there (Tatiana Ryabushinskaya, Ivette Shoviret, Margo Fontein and other). In 1959 Matilda Kshesinskaya wrote to the director of the Museum-apartment of P. Tchaikovsky: «I must work to live. I've got no living here, but for my earnings because I'd got no fortune abroad. To serve my native art, to transfer the youth my inspiration - those are my highest joy and consolation. Many of my students shone on the stage. Many founded there own schools of dance. There are 10 of them in the USA. And through them our Russian choreography penetrates everywhere.»
Matilda Kshesinskaya lived a long, full of lustre and dramatism life, and died only a few months before reaching her 100th anniversary. She was buried in Paris at the famous cemetery St. Genevieive de Bois. But still in the memory of all amateurs of Russian ballet the great ballerina remained forever: «Living as mercury, becoming exited from a image-bearing expression, instantly catching the thought of an interlocutor. She is a living embodiment of charming grace, in each movement one can feel the ability to be infatuated by the Beautiful.» (that's what the magazine «Ogoniok» wrote about the ballerina in 1911 at the 20th anniversary of her creative activities). It is inspiring to watch how at the latest years Matilda Kshesinskaya is gradually occupying the deserved place at the Russian ballet Olympus that has always been hers.
Музей политической
The State Museum
Филиалы музея:
Детский музейный центр
История политической
Museum branches:
Children's center
The History
Изготовитель ООО «Формат-принт»,
Матильда Кшесинская
Музей политической истории России
|