Камень
Stone
*
история:
Мода на драгоценные камни у нас существует истари. Ещё московский великий князь Василий Иоаннович, к немалому соблазну своих современников, следовал моде записных щёголей Западной Европы: навешивал на себя пуговицы, ожерелья, на руках носил множество перстней, мазался благовониями, притирал себе губы, сурмил брови, румянил и белил щёки. По свидетельству епископа Алансонского Арсения, присутствовавшего на парадном приёме, сделанном в золотой палате царицею Ириной Годуновой, женою царя Феодора Ивановича, на царице так много было драгоценностей, что смотреть на неё без удивления нельзя было; наряд её был весь покрыт алмазами, изумрудами и жемчугами. Историки, видевшие венчание царя Алексея Михайловича, говорят, что на царице так много было драгоценностей и брачный наряд так был тяжёл от драгоценных камней, что царица вынуждена была переодеться. То же самое повторилось и с императрицей Анной Иоанновной в день её коронования.

Только Пётр I не особенно уважал блеск драгоценных камней, хотя и посылал за ними первых разведчиков, голландцев и итальянцев на Урал. Но его любимец Меншиков у себя имел их на миллионы. Миних в своих воспоминаниях рассказывает, что императрица Анна, в угоду временщику Бирону, тратила много миллионов рублей на покупку бриллиантов и жемчугов для его жены. Платье последней стоило 400 000 рублей, другое, осыпанное жемчугом, 100 000 рублей. Бенигна Бирон носила на себе бриллиантов на два миллиона рублей. При императрице Елизавете Петровне, по рассказам бриллиантщика Позье, бриллиантов при дворе было столько, как ни у одного другого европейского двора. Он говорит, что когда в первое время по восшествии своём на престол Пётр III выписал из Германии своего дядю принца Георга Голштинского и его семейство, то он принуждён был им наделать несколько уборов из фальшивых камней разных цветов, подобранных и перемешанных с бриллиантами, чтобы, когда они явятся ко двору, то наши дамы не сказали бы: ЭСмотрите-ка, эти иностранки чуть не голые приехали к нам".

Бриллианты всегда были мерилом богатства. Хотя у многих наших аристократок были и поддельные, и одно время был обычай на балы даже являться в чужих бриллиантах, и, случалось даже так, что сегодня взятые напрокат бриллианты были одеты на одной и завтра на другой; хотя все это знали, но не считали это предосудительным. Царствование Екатерины II можно назвать веком моды на бриллианты и цветные камни. Царедворцы её века все щеголяли драгоценными камнями. Кирилл Разумовский имел целый мундир, залитый бриллиантами. Потёмкин носил на голове шляпу, всю осыпанную бриллиантами. У него на празднике в Таврическом дворце танцевали 24 пары из значительных фамилий в костюмах, украшенных бриллиантами, которые в итоге стоили 10 миллионов рублей. Граф Нельи рассказывает про модника Екатерины II Зубова, что его мундир был залит брилиантами и что он имел страсть носить в кармане камзола алмазы, которые пересыпал в на руке, любуясь их игрой и блеском.

Дочь графа Орлова-Чесменского владела коллекцией драгоценных камней, которые стоили не один миллион. На шее у неё была длинная нить крупного жемчуга; в несколько раз обвитая вокруг шеи, она спускалась до пояса. Каждая жемчужина была удивительного блеска и величиной как две самые крупные горошины, положенные одна возле другой, то есть продолговатые. Нить этого жемчуга оценивалась в 600 тысяч рублей.

Дорого стоившей страстью - собирать бриллианты - известна была Т.В.Юсупова; в числе её драгоценных камней был знаменитый бриллиант, называемый "Полярная звезда". Она купила также диадему бывшей королевы неаполитанской Каролины, жены Мюрата, и жемчужину, известную под именем "Перегрины", стоившую 200 тысяч рублей и принадлежавшуюнекогда королю испанскому Филиппу II. Кроме того, у неё было огромное собрание каменьев с вырезанными на них эмблемами и девизами.

В начале 19 века мода на драгоценные камни особенно сильно процветала и были даже особы мужского пола, которые ими себя украшали. Вигель в своих воспоминаниях описывает одного такого, который в 50 лет румянился, белился, сурмил себе брови, чернил волосы и, следуя старинной моде, носил двое часов или, по крайней мере, от них две цепочки с брелоками, которые длинно висели из жилетных его карманов и которыми он побрякивал. Табакерки из яшмы, перстни бирюзовые, аметистовые, коими покрыты были его пальцы, и, наконец, две цепочки из разных камешков, которые поверх жилета носил он крестообразно; всего же примечательнее в его сокровищнице был огромный лалл, который при важных оказиях в виде застёжки являлся у него на груди.

Мода на драгоценные камни немного упала в начале царствования Александра I. Это случилось после расхищения гардемебля во Франции, когда все легковесные драгоценности были увезены из Парижа и фортуны раздробились, сравнялись; новая мода, которую война и торговля потом так быстро создали, не успела ещё составиться - и женщины, вместо бриллиантов, принуждены были украшаться камеями и мозаиками, награбленными их мужьями и родственниками в Италии. Нам и тут надо было подражать: бриллианты, которыми наши дамы были богаты, все были попрятаны и предоставлены для ношения купчихам. За неимоверную цену стали доставать тогда резные камни, оправлять золотом и вставлять в браслеты и ожерелья. Это было гораздо античнее. В Москве в это время проживал богатый помещик, который на украшение из камей потратил всё своё состояние. Он платил за одну камею античного мастера по пяти тысяч рублей и более.
название:
агат

алмаз
diamond аметист

базальт

берилл

бриллиант гематит гранат (аллохроит)

жемчуг
pearls жидеит изумруд коралл

корунд кремень лазурит лунная порода малахит мрамор мыльный камень (сапонит)

нефрит

родонит

сардоникс (трёхцветный оникс, используется для камей)

саркофаг (первоначально название породы камня,имевшего свойство уничтожать без остатка тело и кости мертвеца. Из этого камня изготовлялись гробницы, откуда слово саркофаг стало обозначать гробницу вообще)

секреция (более крупное вкрапление в порфировидной горной породе)

топаз

хрусталь горный, или юга янтарь яшма
техника:
дактилиоглифика (искусство резьбы на драгоценных камнях)

дактилиографика (искусство резьбы на перстнях)

инкрустация

пиление

резьба

точение
предмет:
бюст гемма геологическая коллекция

глипт (драгоценный камень с вырезанным изображением)

кубок курант (камень, которым растирается краска)

лампа электрическая литофит (окаменелое растение)

литофон (ударный музыкальный инструмент, нефрит)

обложка книжная {403 cat. 48}

орнитолит (окаменелые остатки вымерших птиц)

саркофаг

стела табакерка "Раковина" урна {403 cat. 60}

фитолит (отпечаток растения или его части на осадочных породах)

хачкар шкатулка экран каминный {224}

энтомолит (окаменелое насекомое)
термин:
лапидарий (сборник с описанием камней в средние века)

уклея (рыбёшка, используемая для добывания из неё жемчужной эссенции для изготовления искусственного жемчуга)

эпиграфика (одна из вспомогательных исторических наук, занимающаяся изучением "надписей", то есть текстов, начертанных на твёрдом и долговечном материале)
коллекция:
топазов и бериллов
предмет с изображением:
открытка
postal card
посвящённый предмет:
Всесвит
Vsesvit
Рейтинг@Mail.ru