Фактологический и правовой анализ ситуации с задержаниями на Малой Садовой {s1017}
Fact and legal analysis of situation with detentions on the Small Sadovaya
автор:
Идрисов Д.
Dinar Idrisov
текст:
24 февраля 2014 полицией незаконно разогнано мирное собрание граждан, не подлежащее согласованию!

Я категорически возражаю против наименования обеих акций на Малой Садовой 21 и 24 февраля несанкционированными митингами. Все это были не требующие согласования мирные собрания граждан, гарантированные всеми законами нашей страны. В собрании 21 февраля приняло участи до 200 граждан, 24 февраля до 1000 граждан. 21 февраля собрание разогнано не было, никого не задержали. 24 февраля собрание было разогнано и незаконно задержано около 100 граждан, 64 гражданина привлекаются к административной ответственности, причем дважды!

Действия полиции города Санкт-Петербурга по разгону мирного собрания 24 февраля 2014 на Малой Садовой улице подлежат проверки на предмет признаков уголовных преступлений по ст. 149, 286 и 292 УК РФ. Руководство полиции должно уйти в отставку и понести иную ответственность за незаконные действия и бездействия своих подчиненных.

Во-первых, в России нет закона, определяющего необходимость санкционировать у властей (получать разрешение) проведение публичных мероприятия (акций). Неограниченное право граждан проводить в том числе мирные собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования гарантируется на территории РФ международным и национальным правом. В России действует без ограничений:

«Всеобщая декларация прав человека» (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948), ч.1 ст. 20: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций».

«Международный пакт о гражданских и политических правах» (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966; вступил в силу 23 марта 1976; пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 167 государств-участников, по состоянию на апрель 2010 года; кроме государств-участников, пакт подписан ещё 7 странами; пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973), ст.21: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

«Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (конвенция о защите прав человека и основных свобод, также известная под неофициальным названием Европейская конвенция по правам человека, является одним из основных документов Совета Европы; этот международный договор подписан в 1950 и вступил в силу 3 сентября 1953; Россия ратифицировала Конвенцию 30 марта 1998; Россия не ратифицировала 6-й, 12-й, 13-й протоколы к Конвенции, но ратифицировала 14-й протокол 18 февраля 2010 года, и он вступил в силу 1 июня 2010), ст. 11 «Свобода собраний и объединений»: «Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства».

Конституция Российской Федерации, ст.31: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Во-вторых, само по себе участие граждан в любой мирной акции в любом месте и времени не образует события и состава правонарушения или преступления. Административные правонарушения и уголовные преступления со стороны организаторов или участников публичных мероприятий могут усматриваться полицией и другими правоохранительными органами только в конкретных умышленных противоправных действиях в ходе подготовки и проведения публичного мероприятия (Конституция РФ, КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ).

В-третьих, протестные акции на Малой Садовой улице проходили в форме мирных собраний, то есть в форме публичного мероприятия, не требующего согласования по месту и времени проведения (ч.1 ст.7 ФЗ № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Помимо собраний, не требуют от организаторов согласования с органами власти по месту и времени также акции, проводимые в форме пикетирования, осуществляемого одним участником, флэш-мобы, инсталляции, уличные выступления артистов, художников, поэтов, встречи с писателями, журналистами и депутатами, встречи граждан друг с другом.

Собрания как форма проведение публичного мероприятия отличается от митинга оперативной повесткой, то есть происходит как общественная реакция на только что произошедшие события, соответственно не может быть согласована по месту и времени как митинги, шествия и демонстрации за 10-15 дней или как пикетирования за 3-5 дней до даты проведения. С учетом текущего законодательства пикетирование, осуществляемое группой лиц, отличается от собрания размещением у пикетируемого объекта, связанным с темой пикетирования. Митинг отличается от собрания использованием звукоусилительной аппаратуры (мегафоны, колонки) и организованностью выступлений организаторов и участников (трибуна, повестка). При этом на собрании также как и на митинге можно использовать средства наглядной агитации за свою позицию или свое мнение, выкрикивать слова и лозунги, петь песни, читать листовки, декламировать стихи и прозу, общаться свободно и непринужденно, главное мирно, то есть без насилия или призывов к нему. Собрание может проходить в любом пригодном для него месте и в любое время, в том числе на городских площадях, в скверах, парках, пешеходных зонах улиц, во дворах жилых кварталов с учетом соблюдения прав иных граждан, не участвующих в собрании (доступ к зданиям и объектам инфраструктуры, соблюдение тишины в ночное время). Проведение собрания на Малой Садовой улице было абсолютно законно, а его разгон и задержание полицией участников собрания незаконно и необоснованно!

В случае если представители исполнительных органов власти (не полиции и других правоохранительных органов, а только имеющих право согласования места и времени публичных мероприятий в форме митингов, демонстраций, шествий и пикетирований Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства города Санкт-Петербурга или одноименных отделов районных администраций) по факту проведения публичного мероприятия усматривают в действиях организаторов или участников нарушение федерального (ФЗ-54) или регионального (Закон СПб № 390-70) законодательства, они вправе принять мотивированное решение о прекращении участия отдельных граждан, совершающих противоправные действия, или прекращения публичного мероприятия в целом, сообщив об этом публично и дважды, сначала его организаторам, затем участникам, и предоставив им разумное время для прекращения действий, образующих признаки участия в мероприятии (использование звукоусилительной аппаратуры, выкрикивание лозунгов, демонстрацию средств наглядной агитации и пр.). Требование о необходимости гражданам расходится с места проведения публичного мероприятия не может быть законным, так как без участия в прекращаемом публичном мероприятии граждане свободны находиться в месте его проведения (гулять, стоять, разговаривать и т.п.).

Разгон публичного мероприятия полиции имеет право осуществить только в случае массовых противоправных действий его участников, связанных с насилием, уничтожением чужого имущества, нарушением функционирования транспортной и энергетической инфракструктуры. Во всех иных случаях разгон является незаконным превышением должностных полномочий полиции и незаконным воспрепятствованием мирному участию граждан в публичных мероприятиях, образуя признаки уголовных преступлений (ст.ст. 149, 286 УК РФ). В случае невыполнения требований о прекращении участия или вцелом публичного мероприятия со стороны представителя органа исполнительной власти, полиция получает право обеспечить прекращение путем персонального обращения к участникам, а в случае невыполнения персонально обращенного законного и обоснованного требования или распоряжения путем пресечения правонарушений и преступлений, применяя к гражданам задержание и привлекая их к административной ответственности путем составления протоколов об административных правонарушениях по ст.20.2 ч.5 КоАП РФ или уголовной ответственности. Отказ участника проследовать в полицейский транспорт или отдел полиции при этом не образует отдельного события правонарушения по ст.19.3 ч.1 КоАП РФ, так является длящимся событием правонарушения - неповиновения законным и обоснованным требованиям или распоряжениям сотрудника полиции по ст.20.2 ч.5 КоАП РФ.

В ходе прекращения собрания 24 февраля 2014 на Малой Садовой улице никто из представителей органов исполнительной власти к собравшимся не обращался, никаких требований не предъявлял, о принятом решении прекратить собрание или митинг не сообщал. Сотрудник полиции обращался в мегафон с сообщением о том, что публичное мероприятие в данном месте незаконно, участники могут быть задержаны полицией и привлечены к административной ответственности. На вопросы участников, о каком мероприятии идет речь, почему оно незаконно, в связи с чем участники могут быть задержаны и привлечены к ответственности, полицейский не отвечал. Ни к одному их задержанных персонально с законными и обоснованными требования или распоряжениями никто из сотрудников полиции не обращался ни до задержания, ни в ходе задержания. Особо обращает внимание то, что 21 февраля 2014 аналогичное собрание меньшей численностью разогнано не было, никто из его участников задержан не был. Задержание правонарушителей или подозреваемых в преступлении граждан в ходе проведения или прекращения публичных мероприятий должно проводиться в полном соответствии с законом и с соблюдением конституционных прав (Конституция РФ, ФЗ № 3 «О полиции», ФЗ № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Полицейские (ОМОН, ППСП или другие) должны представиться (назвать фио, звание, должность, подразделение), по требованию показать номер жетона и удостоверение сотрудника полиции, разъяснить причину задержания (указать на норму нарушенного закона), мотивировать необходимость доставления задержанного куда бы то ни было, зачитать права задержанного лица. Применение физической силы, специальных средств возможно только в случае продолжения неповиновение или сопротивления. Применение физической силы и специальных средств по отношению к пожилым людям, женщинам и несовершеннолетним является исключительной мерой, подлежащей проверки на обоснованность в каждом случае. Мирное собрание на Малой Садовой улице фактически было разогнано полицией незаконно и необоснованно, полицейские в момент задержаний не представлялись, не разъясняли причин задержания, мотивов доставления в отдел полиции, не разъясняли прав задержанным. При задержании в отношении большинства необоснованно применялась физическая сила и специальные средства (наручники). Протокол АП (об административном правонарушении) должен быть составлен на месте немедленно или в течение 3-х часов после задержания и доставления в отдел полиции, в исключительных случаях в течение 48 часов с момента задержания. В отношении всех задержанных на Малой Садовой улице протоколы АП были составлены со значительным нарушением сроков и без указания причин, невозможности немедленного их составления по доставлению.

По факту доставления задержанного в отдел полиции немедленно составляется протокол ДЛСАП о доставлении лица, совершившего административное правонарушение. В отношении задержанных на Малой Садовой улице протоколы ДЛСАП немедленно по доставлению составлены не были. Лишение свободы путем удержания задержанных в отделе полиции более 3-х часов без составления протокола АЗ (об административном задержании) или иного процессуального документа о задержании незаконно (Конституция РФ, КоАП РФ, УПК РФ). Применение обеспечительной меры в виде административного задержания, в том числе с помещением в комнаты для административно задержанных лиц - КАЗ, должно быть мотивировано, является исключительным. Лицам, задержанным на срок более 3-х часов, должно быть предоставлено питье и питание, в ночное время место и постельные принадлежности для сна в соответствии с утвержденными правилами и нормами размещения в КАЗ. Получение объяснений, ознакомление с протоколами, допросы в ночное время разрешены только с письменного согласия задержанного. Задержание в административном порядке на срок более 3-х часов незаконно в случае привлечения к административной ответственности по статье, не предусматривающей административный арест в качестве меры административного наказания. Задержание на срок более 48 часов незаконно во всех случаях, кроме привлечения в качестве подозреваемых или обвиняемых в уголовных преступлениях с оформлением соответствующих процессуальных документов. Незаконно задержание на срок более 3-х часов беременных женщин, женщин, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лиц, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидов I и II групп.

Незаконно применённая к задержанным на Малой Садовой ст.19.3 ч.1 КоАП РФ допускает назначение административного наказания в виде административного ареста, а ст. 20.2 ч.5 КоАП РФ – нет. Именно с целью фабрикации формальных оснований для задержания на срок более 3-х часов, полиция незаконно возбуждает дела по ст. 19.3 ч.1 КоАП РФ. Последнее также противоречит ст.50 Конституции РФ и ст.ст. 4.1 и 4.4 КоАП РФ, не допускающим двойное привлечение к ответственности. Протоколы АЗ в отношении всех задержанных были составлены существенно позднее истечения 3-х часов после доставления в отделы полиции. Кроме того, В ходе задержания на Малой Садовой незаконно удерживались более 3-х часов и помещены в КАЗ женщины, имеющие несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет. Ни один из протоколов АЗ не содержит мотивировки задержания на срок более 3-х часов, то есть обеспечительная мера в виде административного задержания была применена произвольно, то есть незаконно.

Полиция вправе к административно задержанным на срок более 3-х часов применить меру в виде доставления в суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении по статье, предусматривающей административный арест в качестве меры административного наказания. Однако граждане при этом освобождаются от примененной к ним обеспечительной меры – административное задержания, а после передачи их под ответственность суда не могут удерживаться, быть ограничены или лишены свободы без решения суда.

При задержании на Малой Садовой улице большинство доставленных полицией в суд, незаконно удерживалось в автобусах на протяжении 5-ти часов.

Все составленные в отношении задержанных на Малой Садовой улице граждан протоколы об административных правонарушения по ст.ст.19.3 ч.1 и 20.2 ч.5 КоАП РФ являются сфабрикованными. Большинство Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга отказался принимать к производству в связи с явными противоречиями закону.
тема:
депутат
deputy

полицай
policeman

революция
revolution
посвящённый предмет:
Всесвит
Vsesvit
Рейтинг@Mail.ru