Заявление «Новой газеты»{s1251} The statement of «New newspaper»
история:
После публикации заявления редакции доступ ко всему сайту «Новой газеты» прекратился.
Заявление выложено на ФБ. Распространяем, это важно.
текст:
1 апреля 2017 «Новая газета» сообщила о массовых задержаниях и пытках жителей Чечни, подозреваемых в нетрадиционной сексуальной ориентации.
Нам известны имена троих погибших, и также мы знаем, что убитых людей гораздо больше. Внесудебные расправы, так называемые «убийства чести», вершат и родственники жертв…
Реакция, последовавшая на публикации о преследовании чеченских гомосексуалов, вызывает у редакции серьёзные опасения за безопасность уже не только конкретных журналистов, но и всех без исключения сотрудников «Новой газеты».
3 апреля 2017, спустя три дня после первой нашей публикации, в центральной мечети Грозного состоялось экстренное собрание представителей 24 чеченских вирдов, исламских богословов и лидеров общественного мнения Чечни.
По официальным данным, в собрании приняли участие 15 тысяч человек.
На этом собрании Адам Шахидов, советник главы Чечни Рамзана Кадырова, публично обвинил коллектив «Новой газеты» в клевете и чётко обозначил «врагов нашей веры и нашей родины».
Выступление Шахидова, а также других чеченских богословов транслировалось местным телевидением и широко разошлось в интернете, спровоцировав волну нетерпимых высказываний в социальных сетях.
По результатам этого собрания была принята резолюция.
Второй пункт этой резолюции открыто и прямо призывает к насилию: «Ввиду того, что нанесено оскорбление вековым устоям чеченского общества и достоинству мужчин-чеченцев, а также нашей вере, мы обещаем, что возмездие настигнет истинных подстрекателей, где бы и кем бы они ни были, без срока давности».
Нам очевидно: эта резолюция подталкивает религиозных фанатиков к расправе над журналистами.
Для «Новой газеты» совершенно очевидно, что нынешняя волна репрессий — не уникальное явление для сегодняшней Чечни.
Уровень насилия в республике за последние три года резко возрос и это прямым образом связано с отсутствием полноценного расследования убийства Бориса Немцова, которое, по сути, сошло с рук заказчикам этого преступления.
Безнаказанность именно за это преступление породила их полную уверенность в собственной неуязвимости.
Молчание и бездействие в такой ситуации делают всех, кто способен хоть что-то предпринять, соучастниками.
Именно поэтому «Новая газета» продолжает работать в Чечне. Но мы очень хорошо понимаем, какую высокую цену можем заплатить.
Нерасследованные убийства наших коллег — Анны Политковской и Натальи Эстемировой — очевидное доказательство.
Мы настаиваем: реакция на журналистскую работу, озвученная на встрече в центральной мечети, неприемлема в цивилизованном обществе и должна быть оценена с точки зрения российского права.
Мы призываем российские власти сделать всё возможное, чтобы пресечь действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды к журналистам, выполняющим свои профессиональные обязанности.
Редакция «Новой газеты»
P.S. 8 апреля 2017 главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов официально обратился к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с требованием обязать Следственный комитет России к неукоснительному выполнению российских законов, а именно — к проведению проверки в порядке 144 - 145 статей УПК РФ по фактам, свидетельствующим о совершении тяжких преступлений.
10 апреля 2017 истёк десятидневный срок с момента публикации «Новой газетой» фактов массового преследования жителей Чечни по причине их гомосексуальной ориентации.
Ровно столько дней даёт закон Следственному комитету России, чтобы отреагировать на сообщение о преступлении.
Мы не получили никаких сведений о реакции Следственного комитета России на нашу публикацию.
Поэтому 11 апреля 2017 адвокат международной правозащитной организации «Агора» Андрей Сабинин подал жалобу в Басманный суд Москвы с требованием признать бездействие председателя Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина необоснованным и незаконным и обязать его устранить допущенное нарушение.