В Питере одного парня на днях арестовали на 25 суток за то, что он показывал из окна надувную жёлтую утку и тем самым «участвовал в несанкционированном митинге».
В связи с этим хочу рассказать про гномов города Вроцлав, откуда я недавно вернулся.
В начале 80-х Польшу уже реально тошнило от того, что власти политизировали каждый сантиметр.
Все улицы и общественные места были увешаны красными флагами и лицемерными совковыми лозунгами.
Тогда появилась группа «Оранжевая альтернатива». Спокойствие, это было задолго до цветных революций.
Они не занимались политикой, а просто хотели чего-то не_красного. Это было художественное движение.
Их лидер, Вальдемар Фидрих, говорил, что задача движения – разрушать нормы. Потому что нормами стали страх и тупость.
Они проводили во Вроцлаве разные акции, например, во время театрального фестиваля бесплатно раздавали туалетную бумагу.
Потому что она была страшным дефицитом. Они стебали официозные события и государственные праздники. Но главной их фишкой стали гномы.
Началось с того, что Фидрих с друзьями стали рисовать гномов на пятнах краски, которой менты закрашивали антикоммунистические надписи на стенах.
Почему гномов? А почему нет! (Привет крысам Бэнкси).
Местные жители были заворожены, менты оторопели и не понимали, что это значит и что с этим делать.
А Фидрих и Ко в рамках своей концепции социалистического сюрреализма распространяли теорию о том, что у них всё по Гегелю и Марксу: первоначальная надпись на стене - это тезис, закрашивание надписи — антитезис, а гном на пятне краски — синтез.
И это ставило ментов в окончательный тупик.
Грандиозным массовым прорывом стала демонстрация гномов 1 июня 1987.
Перед акцией организаторы распространили в общагах листовки о том, что гномы сыграли большую роль в мировой истории, что социализм высоко ценит идею гномов, что в Польше гномов можно увидеть и в наши дни.
И призывали всех прийти к трём часам дня на Свидницкую улицу в центре Вроцлава, по возможности в шапке, типа как у гнома.
В итоге, собралась куча народа в шапках, все веселились, танцевали, пели, раздавали прохожим конфеты.
Акция была абсолютно мирной, не было ни одного политического лозунга. Кричали: «Без гномов нет свободы!» и тому подобное (привет новосибирской «Монстрации»).
Милиция приехала и стала требовать: «граждане, расходитесь». Гномы стали бросать в милицию конфетами. Милиция отдала приказ арестовывать гномов.
Но многие гномы заранее записались в дружинники, и после приказа нацепили красные повязки, стали хватать друг друга и тащить в автозаки.
Те стремительно заполнились, а обиженные гномы-дружинники стояли вокруг, держали друг друга за шкирку и требовали дополнительных посадочных мест.
Из-за концентрированного абсурда эта история получила огромный резонанс в стране и за её пределами.
Все рассказывали о допросах, на которых люди из органов серьёзно спрашивали: «Почему вы приняли участие в незаконном митинге гномов?»
Оппозиция сочувствовала движению, но сам Фидрих говорил: «О ситуации в нашей стране мировому сообществу гораздо больше скажут не политические статьи, а тот факт, что меня арестовали за раздачу женщинам прокладок».
Да, их всех периодически арестовывали и держали в тюрьме.
А они распространяли листовки, в которых провозглашали каждого милиционера произведением искусства и призывали: «Гражданин, помоги милиции, побей себя сам!»
Ровно через год после «Демонстрации гномов», в 1988, на том же месте прошла «Революция гномов».
Собралось 15 тысяч человек в шапках. Ну, это как если бы сейчас в Москве вышло 300 тысяч.
В 1989 режим мирно рухнул, в Польше прошли свободные выборы, и началась новая эра с другими проблемами и победами.
А в 2001 в память о тех событиях в центре Вроцлава поставили первого бронзового гнома высотой 40 сантиметров.
В 2005 мэрия заказала ещё 5 гномов для центра города, чтобы было ощущение, будто они «были тут всегда».
А с 2006 коммерческие фирмы и некоммерческие организации стали заказывать гномов, которые «ненавязчиво» стоят на улицах, сидят на карнизах, висят на фонарях где-то неподалёку от офисов, баров и магазинов заказчиков.
Сейчас гномов уже почти 400, и они стали символом и чуть ли не главной достопримечательностью города.
Есть карты, экскурсии, приложения и путеводители по гномам с историей каждого из них.
К чему я это пишу?
Конечно, у нас на каждого гнома сегодня найдётся РосГномНадзор, за эльфами придёт Центр «Э», а за феями приедут феесбэшники.
Но рано или поздно вся эта система громко крякнет, и наши города покроются бронзовыми уточками.