Напоминание о Женевских Конвенциях{s1459} Reminder on the Geneva Conventions
текст:
Председателю Правительства Российской Федерации
Мишустину М.В.
Москва, 103274, Россия, Краснопресненская наб., д. 2, стр. 2
Копии:
Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
Москальковой Т.Н.
Москва, 119121, Смоленский бульвар, д. 19, стр. 2
Делегация Международного Комитета Красного Креста в Российской Федерации, Беларуси и Молдове
Москва, 129090, Россия, Грохольский пер, 13, стр. 1
Тел. (495) 626 54 26
Факс (495) 564 84 31
E-mail: mos_moscou@icrc.org
Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест»
Москва, 117292, Черемушкинский проезд, д. 5
Тел. (499) 126 75 71
E-mail: mail@redcross.ru
31 марта 2022 г.
Уважаемый Михаил Владимирович!
Мы обращаемся к Вам, будучи обеспокоены судьбами людей, попавших в плен в ходе «специальной военной операции» в Украине.
Российская Федерация участвует в четырёх Женевских Конвенциях и трёх дополнительных протоколах к ним, устанавливающих международно-правовые стандарты гуманного обращения в ходе вооружённых конфликтов.
Эти международные договоры являются частью российского законодательства.
Третья Женевская Конвенция «Об обращении с военнопленными» защищает пленных от жестокого обращения, запрещая любые незаконные акты или бездействие, приводящие к смерти военнопленного или ставящие его здоровье под серьёзную угрозу, и предоставляет военнопленным право на уважение к их личности и чести (ст. 13, 14 Конвенции).
Конвенция также запрещает:
• Применять к военнопленным физические или моральные пытки (ст. 17 Конвенции);
• Любые коллективные наказания за индивидуальные проступки, любые телесные наказания, заключение в помещения, лишённые дневного света, и вообще какие бы то ни было виды пыток или жестокого обращения (ст. 87 Конвенции);
• Дисциплинарные взыскания ни в коем случае не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья пленных (ст. 89 Конвенции).
Кроме того, Конвенция накладывает на государства, участвующие в вооружённом конфликте, ряд обязательств, основными из которых являются следующие:
• Создать Национальные справочные бюро по делам военнопленных (ст. 122 Конвенции);
• Обеспечить военнопленным возможность проинформировать о своем пленении и месте содержания как свою семью (не позднее, чем в течение недели с момента прибытия военнопленного в лагерь), так и Национальное справочное бюро по делам военнопленных другого государства, участвующего в конфликте (ст. 70 Конвенции);
• Обеспечить военнопленному возможность дальнейшей коммуникации с семьей (ст. 71-72);
• Обеспечить в кратчайший срок эвакуацию и последующее содержание военнопленных в местах, расположенных достаточно далеко от зоны боевых действий для того, чтобы пленные находились в безопасности (ст. 19 Конвенции);
• Обеспечивать военнопленных питьевой водой и пищей в достаточном количестве, предоставлять им необходимую одежду и медицинскую помощь (ст. 20, 26, 27, 29-31 Конвенции);
• Не размещать военнопленных в тюремных зданиях (ст. 22 Конвенции) и ни при каких обстоятельствах не переводить их для отбытия дисциплинарных взысканий в исправительные учреждения (ст. 97 Конвенции).
Кроме того, Конвенция накладывает обязательства по обмену информацией о военнопленных между государствами-участниками вооружённого конфликта.
Сведения о каждом военнопленном должны содержать следующую информацию: фамилия, имя; звание; личный номер; место и точную дату рождения; государство, за которым он числится; имя отца и девичью фамилию матери; фамилию и адрес лица, которое должно быть проинформировано, а также адрес, по которому можно направлять корреспонденцию пленному (ст. 122 Конвенции).
На сегодняшний день российские СМИ лишь один раз публиковали сведения об обмене 10 российских военнопленных и один раз - сообщение о передаче в Международный комитет Красного Креста списка более 500 попавших в плен украинцев.
Официальная информация о выполнении подавляющего большинства обязательств России в соответствии с Третьей Женевской Конвенцией отсутствует.
Это подтверждают и регулярные обращения в правозащитные организации.
Обращающиеся к нам и к нашим коллегам люди не знают, где и как получить сведения о своих родственниках, которые участвуют в военных действиях, к кому и как надо обращаться.
Мы считаем критически важным, чтобы правительство Российской Федерации для осуществления своих международно-правовых обязательств в области обращения с военнопленными срочно предприняло следующие шаги:
1. Создать Национальное справочное бюро по делам военнопленных.
Проинформировать общественность о порядке его работы, в том числе о том, как российские граждане могут в него обратиться для получения сведений о своих родственниках, предположительно оказавшихся в плену.
2. Отчитаться перед российским обществом о том, какие сведения о российских пленных были переданы Украиной в Россию и какие меры были предприняты российскими властями, чтобы проинформировать родственников попавших в плен российских граждан о факте пленения и о месте, где содержится пленный; предоставлять такие сведения регулярно и публично.
3. Отчитаться перед российским обществом о том, какие сведения и о каком числе украинских пленных есть у России и о том, какие меры были приняты российскими властями как для передачи в Украину списков украинских военнопленных с указанием их мест содержания, так и для обеспечения самим пленным возможности проинформировать своих родных о своём пленении и месте содержания.
4. Проинформировать российское общество о том, какое государственное ведомство (или структура внутри государственного ведомства) отвечает за вопросы, касающиеся содержания украинских военнопленных, и какими нормативными документами, регулирующими содержание, порядок обращения с военнопленными, организацию их питания и медицинского обслуживания, порядок обеспечения информацией о состоянии военнопленных, руководствуется эта структура в своих действиях.
5. Проинформировать российское общество о том, кто может инспектировать места содержания украинских пленных и как организован контроль условий их содержания организации их питания и медицинского обслуживания.
6. Отчитаться российскому обществу об условиях содержания украинских пленных, об осуществлении мер по обеспечению запрета на пытки и другие виды жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, и о том, как соблюдаются обязательства Российской Федерации в соответствии с Третьей Женевской конвенцией в ходе обращения с пленными.
Просим Вас дать соответствующие распоряжения.
Будем благодарны Вам за ответ.
Подписи:
Члены Совета российских правозащитников
Светлана Астраханцева, исполнительный директор Московской Хельсинкской группы
Валерий Борщёв, сопредседатель Московской Хельсинкской группы
»
Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие» *
»
Сергей Давидис, член Совета Правозащитного центра «Мемориал» *
»
Юрий Джибладзе, правозащитник
Сергей Кривенко, директор Правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» *
Сергей Лукашевский, исполнительный директор Сахаровского центра *